Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

6. 3 Подсчет объема работ по обратной засыпке

6.3 Подсчет объема работ по обратной засыпке

Объем обратной засыпки определяют как разницу между объемом котлована и объемом фундаментов с учетом коэффициента остаточно­го разрыхления по следующей формуле:

, (31)

где — объем обратной засыпки грунта;

— объем котлована (траншеи);

— объем фундаментов;

— коэффициент остаточного разрыхления.

Объем работ по уплотнению обратной засыпки вычисляется в соответствии с теми параметрами уплотняющих машин, которые преду­смотрены для данного технологического процесса (рисунок 10).

Площадь уплотнения грунта равна

, (32)

где — глубина (толщина) слоя уплотнения для грунтоуплотняющей машины, м.

Область применения той или иной машины или механизма для уплотнения грунта и их характеристика приведены в таблице 7.1 приложение 1.

После расчетов всех объемов земляных работ составляют свод­ный баланс земляных масс (таблица 6.1.) и ведомость объемов земля­ных масс по форме таблицы 6.2.

Таблица 6.2 – Ведомость земляных работ

1. Срезка растительного слоя грунта, м 2

2. Планировочная выемка грунта, м 3 и т.д.

7 Выбор марок и расчет количества машин. Технико-экономическое сравнение вариантов механизации работ

Определение марки и количества необходимых средств механиза­ции для выполнения проектного объема работ в заданные сроки осу­ществляется в следующей последовательности.

Требуемая сменная интенсивность производства работ основной (ведущей) машины рассчитывается по формуле

, (33)

где V — общий объем работ по разработке выемки (насыпи), м 3 ;

— директивная продолжительность выполнения работ по про­екту, дней;

— принятая сменность работы машин.

Зная требуемую сменную производительность машин и используя справочные данные ( таблицы 8.1 — 8.3, 9.1; 10.1 ) подбираются несколько возможных комплектов основных и вспомогательных машин, которые записываются в форму таблицы 7.1.

Таблица 7.1 – Характеристика комплектов машин для производства, земляных работ

1. Срезка растительного слоя грунта Вариант 1

2. Вертикальная планировка площадок Вариант 1

3. Отрывка котлованов

4. Отрывка траншеи

Трудоем-кость на ед. изме-рения, чел.- дн. (Маш.- смен)

Трудо-емкость на весь объем чел. – дн. (маш. смен)

Состав звена и используе-мые механизмы

Срезка растительного слоя бульдозером, 100 м 3

Машинист 6р. – 2чел.

Технологический перерыв на устройство коммуникаций

Разработка и перемещение грунта бульдозером при вертикальной планировке.

Уплотнение насыпи полуприцепным катком

Машинист 6р. – 1чел.

Разработку грунта в траншеи гидравлическим экскаватором с одновременной зачисткой в основании зачистным устройством, м 3

Машинист 6р. – 1чел.

Засыпка траншеи вручную, с трамбованием пневматическими трамбовками, м 3

Землекоп 2р. – 6 чел., 1р.-6чел.

Засыпки грунта в траншеи бульдозером, 100м 3

Машинист 6р. 1чел.

Уплотнение грунта в траншеи экскаватором, драглайном с трамбующей плитой

Машинист 6р. – 1чел.

экскаватор ЭО-4111Б 1шт.

Разработка грунта в котлованах бульдозером

Машинист 6р. 1чел.

Погрузка грунта экскаватором в автомобили грузоподъемностью 7т, 100м 3

Машинист 6р. – 1чел.

Транспортирование грунта автомобилями на расстояние до 2км, 100т

Водитель-6чел, автомобиль МАЗ-503

Таблица 7.2 – График производства работ

Продолжение таблицы 7.2

Трудоем-кость на ед. изме-рения, чел.- дн. (Маш.- смен)

Трудо-емкость на весь объем чел. – дн. (маш. смен)

Состав звена и используе-мые механизмы

Разработка грунта в котлованах экскаватором с погрузкой в автомобили и зачисткой дна, 100м 3

Машинист 6р. – 1чел.

Технологические перерыв на устройство фундаментов

Транспортирование грунта автомобилями на расстояние до 2 км, 100т

Водитель-3чел, автомобиль МАЗ-503

Разработка грунта в котлованах экскаватором с одновременной зачисткой дна зачистным устройством, 100м 3

Машинист 6р. – 1чел.

Засыпка грунта в пазухи котлованов вручную с трамбованием пневмотрамбовками, 100м 3

Землекоп 2р. – 6 чел., 1р.-6чел.

Засыпка грунта в пазухи котлованов бульдозером, 100м 3

Машинист 6р. 1чел.

Уплотнение грунта самоходными катками, 100м 3

Машинист 6р. – 1чел.

Основные условия для подбора вариантов комплектов машин изложены в разделе 3 настоящих методических указаний. Выбор наиболее целесообразного варианта производится путем технико-экономического анализа следующих показателей по каждому варианту:

продолжительность работы в сметах;

расчетная себестоимость выполнения единицы работ, руб.;

затраты труда на единицу работы, чел.-смен;

приведенные удельные затраты на единицу работ, руб.

Продолжительность выполнения объема работы Vi i-ой землеройной машиной (экскаватор, бульдозер) определяется по формуле

, (34)

где — нормативная производительность i-ой ведущей машины, выполняющий объем работ i-го вида, м 3 /см.

Рассчитывается по ЕН и Р (раздел 8).

При этом ,

— продолжительность выполнения работ по выемке (насыпи) грунта ведущей или вспомогательной i-ой машиной, см.

Себестоимость единицы продукции (разработки 1 м 3 грунта) рассчитывается по следующей формуле:

(35)

где — расчетная стоимость машино–смены i-ой машины, входящей в комплект, выполняющей соответствующий объем работ за время ,руб

,(36)

— продолжительность одной смены, равной 8,2 ч при 5 – дневной неделе и 7 ч – при 6 – дневной;

n – число машин, выполняющих работы по выемке грунта в комплекте;

— заработанная, плата рабочих, не учтенная в затратах на эксплуатацию машин, р.;

— единовременное дополнительные затраты на устройство крепления выемок, водоотвода и водоотлива, щитового настила и прочих работ, р.;

V – общий объем работ по устройству выемок всех видов рассматриваемым комплектом машин в плотном теле, м 3 ;

1,08 – коэффициент накладных расходов на прочие прямые затраты;

1,5 – коэффициент накладных расходов на заработанную плату.

Себестоимость машино–часа определяется расчетом по формуле

, (37)

где Е – единовременные затраты на перевозку машины на объект, монтаж и демонтаж, р. (таблица 12.1. приложение 1);

А – годовые амортизационные отчисления, р.

, (38)

где – процент амортизационных отчислений (табл. 12.1 приложение 1);

— инвентарная стоимость машины, р.;

— текущие эксплуатационные расходы (табл. 12.1 приложение 1)

Читайте так же:
Как разбавлять водоэмульсионную краску для краскопульта

— директивное количество часов работы машины (таблица 12.1 приложение 1);

— продолжительность работы i–й машины по выполнению соответствующего объема, ч.

. (39)

Если работа полностью механизирована и не требует дополнительных затрат, то в формуле (35) второе и третье слагаемое опускаются.

Себестоимость машино–часа транспортных средств определяют по ценнику №2 таблица 13.1 приложение 1.

Трудоемкость единицы продукции (разработки 1м 3 грунта) рассчитывается по формуле.

, (40)

где — затраты труда рабочих по управлению и обслуживанию 1-й машины в чел — ч на каждый машино — ч работы (определяется по ЕНиР сб. 2, вып. 1);

— затраты труда рабочих, занятых ручным трудом, на выпол­нение всех ручных процессов (не учтенных в Тм ), чел.-ч (определяется по ЕНиР сб. 2, вып. 1);

— трудозатраты на единовременные работы по обеспечению эксплуатации машин, чел. – ч.

При комплексно — механизированном процессе и отсутствии дополнительных трудовых затрат вторым и третьим слагаемыми в формуле (40) можно пренебречь.

Приведенные затраты на 1м 3 разработки грунта определяются соотношением

, (41)

где — удельные капитальные вложения в основные фонды рассчитанные на единицу готового объема работ;

— нормативный коэффициент экономической эффективности в строительстве, равный 0,12.

, (42)

где — годовой объем ведущей машины в комплекта, м 3 ;

, (43)

— сменная расчетная эксплуатационная производительность машины, учитывающая ее конструктивные и эксплуатацион­ные характеристики.

Результаты расчетов сводятся в таблицу 7.3, форма которой помещена ниже.

Если показатели по вариантам разноречивы и не представляется возможным определить наиболее целесообразный из них, то необхо­димо выполнить дополнительный экономический анализ для оценки экономической эффективности сравниваемых вариантов согласно фор­муле

, (44)

где — себестоимость выполнения единицы работ по вариантам 1 и 2;

— удельная стоимость основных фондов по вариантам 1и 2;

— экономический эффект от сокращения условно-постоян­ной части накладных расходов, р.

, (45)

где — размер накладных расходов для варианта с большей продолжительностью работ, р.;

, (46)

где — условно-постоянная часть накладных расходов для общестроительных организаций =0,5; для специа­лизированных =0,3;

— продолжительность выполнения работ по вариантам 1 и 2 при Тсм2см1) по ведущей машине, обеспечивающей выполнение анализируемого процесса.

Что такое коэффициент уплотнения

Коэффициент уплотнения – это показатель, демонстрирующий, насколько изменяется объем сып у чего материала после трамбовки или перевозки. Определяется он по соотношению общей и максимальной плотности.

Любой сыпучий материал состоит из отдельных элементов – зерен. Между ними всегда есть пустоты, или поры. Чем выше процент этих пустот, тем больший объем б у дет занимать вещество.

Попробуем объяснить это простым языком: вспомните детскую игру в снежки. Чтобы получить хороший снежок, нужно зачерпнуть из сугроба горсть побольше и посильнее ее сжать. Таким образом мы сокращаем количество пустот между снежинками, то есть уплотняем их. При этом уменьшается и объем.

То же самое будет, если насыпать в стакан немного крупы , а затем встряхнуть ее или утрамбовать пальцами. Произойдет уплотнение зерен.

Иными словами, коэффициент уплотнения – это и есть разница между материалом в его обычном состоянии и утрамбованном.

Для чего нужно знать коэффициент уплотнения

Знать коэффициент уплотнения для сыпучих материалов необходимо, чтобы:

  • Проконтролировать, действительно ли вам привезли заказанное количество материала
  • Купить п р авильное количество песка, щебня, отсева для засыпки котлованов, ям или канав
  • Рассчитать вероятную усадку грунта при закладке фундамента, прокладке дороги или тротуарной плитки
  • Правильно рассчитать количество бетонной смеси для заливки фундаментов или перекрытий

Дальше мы подробнее расскажем обо всех этих сл у чаях.

Коэффициент уплотнения при транспортировке

Представьте, что самосвал везет 6 м³ щебня с карьера на объект заказчика. В пути ему попадаются ямы и выбоины. Под воздействием вибрации зерна щебня уплотняются , объем сокращается до 5,45 м³. Это называется утряской материала.

Как же убедиться в том, что на объект привезли то количество товара, которое указано в документах? Для этого нужно знать конечный объем материала (5,45 м³) и коэффициент уплотнения (для щебня он равен 1,1). Эти две цифры перемножаются, и получается начальный объем – 6 кубов. Если он не совпадает с тем, что написано в документах, значит мы имеем дело не с утряской щебня, а с недобросовестным п р одавцом.

Коэффициент уплотнения при засыпке ям

В строительстве есть такое понятие как усадка. Грунт или любой другой сыпучий материал уплотняется и уменьшается в объеме под действием собственного веса или давлением различных конст р укций (фундамента, тротуарных плит). Процесс усадки нужно обязательно учитывать при засыпке канав, котлованов. Если этого не сделать, через некоторое время образуется новая яма.

Чтобы заказать необходимое количество материала для засыпки, нужно знать объем ямы. Если вам известна ее форма, глубина и ширина, можете воспользоваться для р асчета нашим калькулятором. После этого полученную цифру нужно умножить на насыпную плотность материала и его коэффициент уплотнения.

При засыпке правильно рассчитанного материала в яму может получиться холмик. Дело в том, что в естественных условиях усадка происходит за определенный промежуток времени. Уско р ить процесс можно с помощью трамбовки. Ее проводят вручную или с помощью специальных механизмов.

Коэффициент уплотнения в строительстве

Наверное, вам известны случаи, когда в зданиях сразу после постройки появлялись трещины. А ямы на новых дорогах или провалившаяся тротуарная плитка на дорожках и во дворах? Это случается , если неправильно рассчитать усадку грунта и не предпринять соответствующие меры по ее устранению.

Читайте так же:
Производство пива как бизнес мини цех

Чтобы знать усадку, используется коэффициент уплотнения. Он помогает понять, насколько утрамбуется тот или иной грунт в определенных условиях. Например, под давлением веса здания , плитки или асфальта.

Некоторые грунты имеют настолько сильную усадку, что их приходится замещать. Другие виды перед строительством специально трамбуют.

Как узнать коэффициент уплотнения

Легче всего взять данные о коэффициенте уплотнения из ГОСТов. Они р ассчитаны для разных видов материала.

Наименование материалаКоэффициент уплотнения
ПГС1,2
ПЩС1,2
Песок1,15
Керамзит1,15
Щебень1,1
Многокомпонентная почвосмесь1,5

В лабораторных условиях коэффициент уплотнения определяют следующим образом:

  • Измеряют общую или насыпную плотность материала. Для этого измеряют массу и объем образца, вычисляют их соотношение
  • Затем пробу встряхивают или прессуют, измеряют массу и объем , после чего определяют максимальную плотность
  • По соотношению двух показателей вычисляют коэффициент

Документы указывают усредненные значения коэффициента уплотнения. Показатель может меняться в зависимости от различных факторов. Приведенные в таблице циф р ы достаточно условные, но они позволяют рассчитать усадку больших объемов материала.

На значение коэффициента уплотнения влияют:

  • Особенности транспорта и способа перевозки
    Если материал транспортируют по выбоинам или железной дороге , он уплотняется сильнее , чем при перевозке по ровной трассе или морю
  • Гранулометрический состав (размеры, формы зерен, их соотношение)
    При неоднородном составе материала и наличии лещадных частиц (плоской или игловидной форм) коэффициент будет ниже. А при наличии большого количества мелких частиц – выше
  • Влажность
    Чем больше влажность, тем меньше коэффициент уплотнения
  • Способ трамбовки
    Если материал утрамбовывают вручную, он уплотняется х у же, чем после применения вибрирующих механизмов
  • Насыпная плотность
    Коэффициент уплотнения напрямую связан с показателем насыпной плотности. Как мы уже сказали, в процессе трамбовки или транспортировки плотность материала меняется, так как становится меньше пустот между частицами. Поэтому насыпная плотность во время отгрузки в автомобиль на ка р ьере и после прибытия к заказчику разная. Эту разницу можно высчитать и проверить как раз благодаря коэффициенту уплотнения.
    Подробнее об этом вы можете прочитать на странице Насыпная плотность сыпучих материалов

Также вы можете посмотреть конкретные показатели для следующих материалов:

Коэффициент уплотнения – это важный показатель, помогающий узнать, сколько сыпучего материала заказывать. Он дает возможность проконтролировать, действительно ли вам привезли заказанный объем. Показатель нужно знать строителям при возведении зданий , чтобы правильно рассчитать наг р узку на основание.

Технологическая карта на уплотнение грунтов при производстве работ нулевого цикла (котлованы, траншеи)

Технол о гическая к арта разработана про ектно- техноло ги ческ им отделом треста Мо соргст рой (А.Н . Абрамович, А.П. Смирнов), согласо вана с Управлением под готовки производ ства Гл авмосст ро я.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в стро и тельном производстве.

Замечания и предложения по наст оящ ей карте направлять по адресу: 1 130 95, Б. Полянка, д. 51 а, трест Мо соргстрой

1. Область применения . 2

2. Организация и технология работ . 2

2.1. Способы уплотнения грунта в котлованах и траншеях . 2

2.2. Выбор варианта уплотнения . 2

2.3. Подготовительные работы .. 3

2.4. Характеристика свойств уплотняемых грунтов . 3

2.5. Уплотнение грунта механизмами . 4

2.6. Уплотнение грунта пневматическими и электрическими трамбовками . 5

2.7. Операционный контроль качества работ . 6

2.8. Организация труда . 6

2.9. Техника безопасности . 7

3. Технико-экономические показатели . 7

4. Калькуляции трудовых затрат . 8

5. Графики производства работ . 12

6. Материально-технические ресурсы .. 18

Лист 1. Схема послойного уплотнения грунта кулачковьм катком (трехслойная) 19

Лист 2. Схема послойного уплотнения грунта пневмоколесным самоходным катком (трехслойная) 19

Лист 3. Схема послойного уплотнения грунта пневмоколесньм полуприцепньм катком (трехслойная) 20

Лист 4. Схема поверхностного уплотнения грунта тяжелой трамбовкой . 21

Лист 5. Технологическая схема обратной засыпки грунта в траншее с коллектором .. 21

Лист 6. Технологическая схема разравнивания грунта в траншее с коллектором .. 22

Лист 7. Технологическая схема уплотнения грунта электротрамбовками в траншее с коллектором .. 23

Лист 8. Технологическая схема засыпки и разравнивания грунта при уплотнении вибрационными плитами и электротрамбовками в траншее с коллектором .. 24

Лист 9. Технологическая схема уплотнения связного и несвязного грунта в траншее с коллектором .. 25

Лист 10. Технологическая схема уплотнения грунта в траншее с двумя трубопроводами . 26

Лист 11. Технологическая схема обратной засыпки и разравнивания грунта при уплотнении вибрационными плитами в траншее с двумя трубопроводами . 26

Лист 12. Технологическая схема уплотнения несвязного грунта i группы виброплитой в котловане . 27

Лист 13. Технологическая схема обратной засыпки и разравнивания грунта внутри зданий под полы .. 28

Лист 14. Технологическая схема уплотнения связного грунта i группы электротрамбовками под полы .. 29

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта распространяе т ся на работы по уплотнению грунтов в т раншеях и котлованах при производстве работ нулев ого цикла, выполняемых строительными организац иями Главмосстроя.

1.2 . В основу разработки технологической кар т ы положено применение научной организации т руда.

1.3 . Технологическая карта пре д назначена для сост авления проект ов производ ства работ по уплотнению грунт ов в т раншеях и кот лованах при произво дстве работ нулевого цикла и с целью ознакомления рабочих и инженерно-т ехнического персонала с правилами производ ст ва работ и организацией груд а.

1.4 . Во всех случаях применения нас т оящ ей т ехнологической карты необход има ее привязка к конкретному объект у. При привязке уточняются объем работ, каль куляция т руд овых зат рат , средст ва механизации с учет ом максимального использования наличного парка ст роительных машин.

Читайте так же:
Как сделать дома коптильню горячего копчения

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1 . Способы уплотнения грунта в котлованах и траншеях

2.1.1 . Упло т нить глинистые грунты на гл убину о т 10 до 50 см можно с помощ ью катков различных систем (лист 1, 2, 3).

2.1.2 . Несвязные грун т ы хорошо уплот няются передвижными ви брокатками и виброплитами. С помощ ью вибропл ит достигаетс я глубина уплот нен ия в сред нем 0,5 — 0,7 м.

2.1.3 . Чистые рыхлые пески можно уплотнять на глубину д о 6 м методом виброшто ковани я. Виброшто к из гот ов ляют и з трубы Æ 70 мм, к нижней части ко т орой п риварены т ри мет аллические лопасти. На нижнем конц е трубы просверливают отверсти я для подачи вод ы. Погружают виброшток высокочаст от ным вибрат ором, уст ановленным на трубе. Установка обслуживает ся краном.

2.1.4 . Навесная г ид ротрам бовка пред назначена для уплотнения грунта при обратн ой засыпке т раншей, пазух фундаментов, котлова на, подпорных стенок. Толщ ина уплот няемого слоя 0,5 м.

2.1.5 . Трамбовки элек т рические ИЭ-4 501, ИЭ-4 506 и пневмот рамбовки ТР-4, ТР-6 пред назначены для уплот нения несвязного грунта в стесненных условиях при засыпке траншей, котлованов. Уплот нение грунт а п роизводится путем возвратн о-п о ступ атель ного пе рем ещения т рамбующего башм ак а. Тр амбовки вибро бе зо пасны, прост ы и надежны в ра боте, зн ачи тельно повыш ают производи тельность труд а при уплот нении грун та, и ск люч ают е го посл едующее осе дани е. Глубина уплотнен ия за три переход а 0 ,4 м.

2. 1 .6 . С амоходная инерционная грунто уп ло тняющ ая маш ина М -111 0 предназначен а для уплотнения виброударным спо со бом связных и несвязных гру нтов. Машины можн о использовать при устройстве грунтовых подсыпок под полы в зд аниях и проклад ке подземных коммуникаций . В зависимости от конкретных услови й машина работает как самоходн ая или как навесн ая кранов ая. Глубина уплотнения 0,5 — 0,6 м.

2.2 . Выбор варианта уплотнения

Способ упл отн ения грунт а рекоменд ует ся в ыби рат ь путем сравне ния вариант ов по технико- экономическ им показ ат елям с учет ом области приме нени я каждого ме тода. При в ыборе варианта уплот нения грунт а необходи мо учитыват ь:

с т есненность мест производ ства работ ;

с в ойства уплотняемых грунтов;

произво д ство работ в охранной зоне д ействия под земных коммуникаци й;

налич и е машин и механизмов.

2.3 . Подготовительные работы

2.3.1 . Р аботы по уплотн ени ю грун та д олжны быть определены проектом и проект ом производства работ .

2.3.2 . На стройпло щ адк е к н ачалу работ до лжны быть завезены все н еобходимые механизмы, машины, инструмент ы.

2.3.3 . Грунт для уплотнения траншей, котлованов должен заво зит ься из резерва или из отвалов, находящ ихся непосредственно на ст ройплощ адке, к началу работ.

2.3.4 . Объек т должен быть обеспечен необходимой элект роэнергией, вод ой.

2.3.5 . На стройпло щ ад ке должны быт ь выполнены временные д ороги, обеспечивающ ие подъезд автотранспорта к кот ловану и т раншее.

2.3.6 . С т ройплощ адка д олжна быт ь освещена в ночное время, включая сигнальное освещ ение.

2.3.7 . До н ачала обрат ной засыпки грунт ом траншеи необходимо:

полностью закончить прокладку трубопроводов (коллекторов);

зак о нчить и проверит ь гидроизоляц ию т рубопроводов (коллект оров);

у д алить из траншеи все вспомогательные материалы, оборудование и механизмы;

составит ь акт ы на скрыт ые работ ы и получит ь разрешение заказчика на обратную засыпку.

2.3.8 . До начала подсыпки грунта под полы необходимо:

полностью закончить работы по установке фундаментов;

закончить и провери т ь гидроизоляцию фундамент ов;

у д алить из к от лована все вспомогательные мат ериалы, оборуд ование и механизмы;

с д елат ь съезды в котлован;

с о ставить акт ы на скрыт ые работ ы и получить разрешение заказ чика на обратную засыпку.

2.4 . Характеристика свойств уплотняемых грунтов

2.4. 1 . Требуемая плотнос т ь грунт а, выраженная объемным весом скелета грунт а или коэффициент ом уплотнения, назначает ся проект ом на основании данных исслед ований грунт а мет одом станд артного уплот нения, при кот ором уст анавливает ся его максимальная плотность и оптимальная влажность.

2.4.2 . Уплотнение грунта следуе т производит ь при оптимальной влажност и. Допускаемые отклонения для связных грунтов — ± 10 %; для несвязных грунт ов — ± 20 % .

2.4.3 . При недос т ат очной влажности связных грунт ов их следует увлажнят ь, как правило, в местах разработки (в резерве, карьерах).

2.4.4 . При недоста т очной влажности несвязных и малосвязных грунтов допускает ся увлажнять их в от сыпаемом слое.

2.4.5 . При избыточной влажности грунта следуе т производит ь его подсушивание.

Читайте так же:
Из каких частей состоит сверло

2.4.6 . Количество воды — « g » тонн, необходимой для замачивания 1 м 3 грунта по объему в выемке с целью повышения его влажности, следует определять по формуле, приведенной в СНиП III-8-76:

Yc — объемный вес скелета гру н та в карьере, т/м 3 ;

Wo — оптимальная влажность;

W к — влажност ь грунта в карьере;

W п — потери влаги при разработ ке, транспортировке и уклад ке грунта.

2.4.7 . Для определения основных свойс т в грунта необходимо руководств оваться техническим заключением об инженерно-г еологических условиях участ ка строительства М осго ргео трес та.

2.5 . Уплотнение грунта механизмами

( гид рот рамбовками, виб ро уд арной трамбовкой , вибрационными плитами, катками)

2.5.1 . Уплотнение грунтов насыпей и обратных засыпок должно выполняться послойно. Тол щ ину уплот няемых слоев следует назначат ь в зависимости от условий производства работ, вида грунтов, применяемых уплотняющих машин и предварительно принимать по т аблице 1 с последующим уточнением по резуль т атам опыт ного уплотнения.

Техническая характеристика ма ши н при уплот не нии грунт ов

Толщина слоя грунта в плотном теле, см

Число пр о ход ов или уд аров в грунт е

Кулачков ый ка ток весом 3 — 5 т

Каток на пн евматическ их машина х весо м т: 10

Трамбовочная пли т а весом 2 т п ри высоте падения 2 м

Дизел ь- трамбовочная машин а

Навесной т ракт орный трамбовщ ик

ПРИМЕЧАНИЕ. Над че ртой д аны значения, н еобход имые для уплот нения грунт а до плот ности н е менее 0,9 5; п од чертой — до плотности не менее 0,9 8 от максимальной.

2.5.2 . Для уплот н ения связных грун тов след ует применять кат ки на пнев матических шинах, к ул ачковые и решет чатые, трамбующ ие и ви брот рамбующие маши ны.

2.5.3 . Уплотнение грунта д олжно производ ит ься проходк ами уплот няющ их машин вд оль насыпи со смешением от бровок насыпи к ее серед ине. Наименьшее расст ояние прохода уплотняющ их машин от бровки насыпи д олжно быть 0,5 м. Уплот нение от косов д олжно производиться снизу вверх.

2.5.4 . Каждый последую щ ий проход (удар) уплотняющ ей машины должен перекрывать след предыдущ его на 0,1 — 0,2 м.

2.5.5 . При упл о тнении грунта в земляных сооружениях (кроме гидротехнических) кулачковыми кат кам и разрыхленную часть верхнего слоя следует доуплотнять более легкими уплотняющими машинами других типов.

2.5.6 . Уплотнение грунтов в естественных условиях при обра т ных засыпках грунт а в пазухи фундамент ов, вокруг различного рода опор, т рубопроводов, коллекторов, смотровых колодц ев, при устройстве грунт овых подсыпок под полы, в сопряжениях земляного полотна с иск усств енными сооружениями и других местах до лжно производиться машинами с трамбующими и вибротрамбующи ми рабочими органами, выпо лненными как постоянное или сменное навесное оборудование к базовым серийно выпускаемым машинам (кранам, тракторам, экскават орам) (лист 5, 6).

2.5.7 . Несвязной грун т 1 группы уплот няют ви брац ионны ми плитами.

2.5.8 . Обратную з асыпку нижних слоев грунта в т раншее производят экскаваторо м-пл ани ровщи ком. Разравнивание выполняют вручную или, если позволяет рабочая зона, э кскаватором- планировщиком. Верхние слои засыпают и разравнивают бульд озером.

2.5.9 . Грунт уплотняют, начиная с зон возле коллек т ора (т рубопровод а), а затем д вигаются в направлении к краю траншеи, при эт ом каждый последующ ий проход т рамбующ ей машины должен перекрывать след предыдущего на 0,1 — 0,2 м.

2 .5.1 0 . Обра т ную засыпку, разравнивани е и упл отнен ие грун та внут ри здания под полы выполняют послед оват ельно по слоям. Толщ ина слоя принимается в зависимости от применяемой уплот няющей машины. Обратную засыпку грунта произ вод ят авт омобилями-самосвалами, разравнивание — бульдозером. В т руд нодоступных местах (м ежду от косами и фундамент ами) и в пределах 40 см от фундамен тов грунт раз равнив ают вручную.

ПРИМЕЧАНИЕ. Схемы по организации прои з водства работ по уплотн ению грунта раз работ аны для вибрац ионных плит (лист 8, 11, 12).

2.6 . Уплотнение грунта пневматическими и электрическими трамбовками

2.6.1 . Уплотнение грунта в особо стесненных местах и при н ебольши х объемах работ следуе т производит ь пневмотрамбовками и электротрам бовками (т абл. 2).

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками

Использование пневматических трамбовок является очень востребованным в профессиональном строительстве. При работе во время подготовки фундамента следует максимально уделить внимание обработке грунта, так как если он будет плохо обработан, то постройка может быстро завалиться. Это случается из-за того, что земля под ней со временем усядет. Если не провести соответствующую подготовку, то вопрос о разрушении становится лишь вопросом времени. В нормальном состоянии, когда не производится никакого предварительного воздействия, практически любой грунт имеет свою степень рыхлости, которая не позволяет создавать на нем надежные устойчивые конструкции. Между фракциями находится воздух, чем ближе грунт к поверхности, тем меньше он скрепляется между собой. Чтобы увеличить плотность следует приложить физические усилия.

Пневматическая трамбовока

Уплотнение грунта пневматическими трамбовками енир является одним из наиболее рациональных способов для достижения данной цели. Данная техника применяется в строительной сфере при относительно небольших масштабах работ. С учетом того, что практически все выполняется вручную, то очень сложно выполнить большой объем работ. Тем не менее, пневматическая трамбовка отлично уплотняет поверхность, как это не может сделать ни один другой ручной инструмент. Естественно, что для работы с ней нужно набраться опыта, но аналогичные инструмент не обладают тем соотношением цены и качества как этот. Многое зависит от конкретной модели, но сам тип устройства обладает удобными практическими свойствами.

Читайте так же:
Как правильно проверить диодный мост генератора

Преимущества

Большое развитие трамбовки получили благодаря своим преимуществам, сред которых следует отметить следующие факторы:

  • В устройстве отсутствует электрический двигатель, поэтому, оно может работать максимально долго, не боясь перегрева;
  • Масса и габариты техники позволяют производить работы вручную;
  • Хранение и перевозка различных моделей не вызывает большого труда;
  • Инструмент не может «сгореть» от длительной работы;
  • Эффективность применения пневматической трамбовки очень высока, так как она позволяет обеспечить большую глубину укладки.

Среди недостатков устройства стоит отметить следующие качества:

  • Для работы необходим источник пневматической энергии, что не так легко найти, как электричество или жидкое топливо;
  • Физически сложно выдержать длительную работу трамбовки большой мощности;
  • Благодаря компактным размерам затрудняется применение ее на больших площадях.

Нормы

Данные изделия изготавливаются по ГОСТ 16436-70. Эти стандарты касаются ручных пневматических и электрических машин. Также имеется технологическая карта на уплотнение грунтов, в которой описываются организационные вопросы работ, связанных с данным процессом.

Характеристики грунтов

У каждого типа грунта имеются свои особые характеристики. От них зависит выбранный режим работы и прочие особенности проведения процесса уплотнения. Если проводится уплотнение грунта трамбовками для группы грунтов 1-2, то она может сильно отличаться от тех, которые относятся к остальным группам:

Разновидность грунтаОбъем содержания песчаных частиц с фракциями размером от 0,05 до 2 мм, % от общей массыПластичное число IP
Супеськрупная легкаяБолее 500,01 ≤ IP ≤ 0,07
легкаяБолее 50
пылеватая20-50
пылеватая тяжелаяМенее 20
СуглиноклегкийБолее 400,07 < IP ≤ 0,12
пылеватый легкийМенее 40
тяжелыйБолее 400,12 < IP ≤ 0,17
пылеватый тяжелыйМенее 40
ГлинапесчанистаяБолее 40
пылеватая0,05-0,005 мм0,17 < IP ≤ 0,27
жирнаяНе нормируетсяIP > 0,27

Особенности трамбовки

Перед тем как начинать трамбовку следует провести несколько предварительных процедур, несмотря на то, что само уплотнение грунта также является предварительной процедурой. Для начала нужно очистить поверхность от всех лишних предметов. На грунте не должно быть ни каких частиц мусора, камней и прочих вещей, которые могут помешать работе по укладке. Иными словами, следует убрать все то, что мешает однородности состава.

После этого нужно выровнять поверхность земли, чтобы меньше тратить лишнего времени при основной операции. Работать по разровненной поверхности намного проще, а сделать это другими средствами, к примеру, катком для уплотнения грунта, намного проще и быстрее, чем трамбовкой. Ведь ее основным предназначением является утрамбовывание. Если на грунте будут возвышенности или ямы, то трамбовка будет работать неравномерно, а это уже противоречит технологии.

Каток для уплотнения грунта

Затем происходит непосредственное утрамбовывание при помощи пневматического устройства. Здесь нужно подобрать соответствующий режим, который бы подходил под заданный тип грунта. Нужно, чтобы этому соответствовала и модель техники, так что к ее выбору стоит отнестись достаточно внимательно.

Контроль качества

Как и для любой работы, которая проводится официально, здесь имеется свой контроль качества. В основном он определяется тем, насколько полученный результат соответствует данным, заложенным в проекте. Ведь для каждого типа стройки и строения нужен свой набор характеристик для грунта. Во время уплотнения грунта зачастую проводится пооперационный контроль качества. Схема проведения такого контроля по каждой операции выглядит следующим образом:

№ п/пЭтапы проводимых работ по уплотнениюСпособ проводимого контроляКто отвечает за результат проведенных работ на стройкеВ какие сроки проводится процедура
1.Завоз грунта для его последующей засыпки, если такового нет на самой местностиКонтроль структуры грунта, а также вычисление коэффициента разрыхления данной субстанции и ее влажностиМастер или старший прорабКаждый день
лаборант
2.Уплотнение грунтаПроверка числа ударов или проходов, сделанных уплотняющими машинамиМастер, прорабКаждый день
Старший прорабКаждую неделю
3.Геодезические процедурыНивелировка грунтовой поверхностиГеодезистВсегда
4.Степень уплотнения грунтаПроверка степени, насколько уплотнился грунт, при помощи метода режущих колец. Сюда же относится проверка толщины слоя грунта с помощью мерного шаблонаПрораб (мастер), старший прораб, лаборант, главный инженерКогда будут закончены все процедуры

Контроль плотности и влажности проводится в лабораторных условиях, которые имеются в различных строительных организациях. Контроль необходимо для официальной окончательной проверки, после которой идет уже прием работы. В результате этого составляется соответствующий акт.

Заключение

Трамбовка для уплотнения грунта является простым и эффективным средством, работающим на пневматической энергии. Она применяется как в частной, так и в профессиональной сфере, так как благодаря своим качествам получила очень широкое распространение. Приобрести подходящую модель может каждый заинтересованный, так как стоимость их является относительно невысокой. Профессиональная техника несколько отличается, так как к работе, выполненной ею, выдвигаются более высокие требования. Несмотря на большой перечень контролирующих процедур, сама работа выполняется достаточно просто, но требует еще предварительно подготовки поверхности грунта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector