Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цветомузыкальная приставка своими руками

Цветомузыкальная приставка

Наверняка вы слышали кое что о цветомузыкальных устройствах: в двух словах задача цветомузыкальной приставки заключается в преобразовании музыкальных звуков определенных тонов в соответствующий цвет. Например к нижним частотам принято привязывать красный цвет, для средних частот — зеленый ,для высоких выбран синий цвет.Предлагаем вашему вниманию простую цветомузыкальную приставку, которая рассчитана на подключение к громкоговорителям различных звуковоспроизводящих устройств. Не забывайте что питание этих устройств должно иметь гальваническую развязку с сетью.

С переменного резистора R1 сигнал звуковой частоты через емкость С1 поступает на базу VT1, который является усилительным каскадом для всех каналов. Этот каскад нагружен на сопротивление R4, после которого сигнал распределяется на цветовые каналы. Первый канал — высокочастотный, работает на транзисторе VT2, на него через конденсатор С2 поступают сигналы с частотой выше 800гц в результате чего загорается лампа синего цвета EL1. Канал средних частот собран на транзисторе VT3 и нагружен на лампу EL2 зеленого цвета. Фильтр, собранный на конденсаторах СЗ, С4, пропускает лишь сигнал средних частот, ослабляя сигналы высоких и низких. Транзистор VT4 зажигает лампу EL3 красного цвета, которая пропускает сигналы низких частот. Через фильтр С5С6 хорошо проходят сигналы до 2000 Гц, ослабляя сигналы более высоких частот. Из-за того что на базы транзисторов каналов средних и низких частот по сравнению с высокими поступают более сильные сигналы в эти каналы включены подстроечные резисторы , регулируя которые можно выровнять усиление каналов.

Для питания устройства используется блок питания небольшой мощности. Блок питания включает в себя трасформатор, выпрямитель, фильтрующие конденсаторы С7, С8 и резистор R11(проволочного типа мощностью не менее 5 ватт). Остальные резисторы цветомузыкальной приставки можно использовать МЛТ-0.25, переменный резистор СП1, подстроечные СП3-1.В качестве VT1 нужно подобрать транзисторы с коэффицентом усиления не менее 40, подойдут МП 39-42. Для VT2-VT4 подойдут П213- П217 или КТ814 (в случае использования ламп), каждый транзистор нужно будет закрепить на небольшом радиаторе.Лампочки 6,3в на ток 0.28А. При использовании светодиодов подойдут транзисторы КТ361Д,Е.Конденсаторы — К50-6, диоды VD1-VD4 — Д232 или другие выпрямительные, рассчитанные на ток не меньше 3 А и обратное напряжение не ниже 50 В. В качестве трансформатора подойдет готовый мощностью не менее 20 Вт с напряжением 8-10 В на вторичной обмотке, ток нагрузки 1-2 А.

Монтаж и настройка:

Детали устройства монтируются на плате из текстолита или гетинакса, можно сделать как навесной монтаж так и печатный.настройку цветомузыкальной приставки начинают с измерения напряжения на конденсаторе С8, оно должно равняться 12-ти вольтам (плюс-минус 20 процентов). После включения ни одна из ламп не должна светиться. Затем измеряем падение напряжения на лампах — и в случае если оно превышает 1 В подстраиваем его до этого уровня соответствующим подстроечным резистором в цепи базы.Между коллектором и эмиттером VT1 регулировкой резистора R2 выставляется напряжение 7 В, после чего подстроенные резисторы цветомузыки ставят в среднее положение, и подают на вход сигнал с частотой 1000 гц и амплитудой О,5 В. Подстраивая резистор R1 добиваются наиболее яркого свечения лампы EL1. Оставляя неизменной амплитуду генератора изменяют его частоту и оперделяют на какой частоте будет максимальное свечение, таки образом мы найдем резонансную частоту канала высоких частот. если необходимо будет сдивнуть диапазон настройки, то следует изменить номинал конденсатора С2. Далее вам нужно будет найти резонансную частоту для остальных каналов и добиться одинаковой яркости свечения ламп (для нижних частот около — 100Гц, для средних 300-400Гц). Неизбежно что при прослушивании различной музыки амплитуда сигналов на разных частатах будут различными, поэтому на экране может отображаться несбалансированное свечение, для этого вы всегда можете настроить наиболее приятную яркость переменным резистором. Использование в данной цветомузыкальной приставке было бы более предпочтительным вариантом ввиду экономичности надежности и яркости светодиодов Напряжение питания устройства можно сделать 4.5 вольта, в этом случае необходимо убрать R12-R14.

Читайте так же:
Выжигатель по дереву своими руками из трансформатора

Цветомузыкальная приставка на 6 каналов

Принцип работы любой цветомузыкальной приставки это разделение звукового спектра на различные частоты.
Если более понятным языком то примерно так: под низкие частоты (барабаны) будет моргать лампочка красного цвета , под средние (голос артиста) будет моргать лампочка другого цвета- синяя , например, ну и так далее.

Схем таких приставок в интернете (да и у нас на сайте. ) при-великое множество, но схема, представленная ниже обладает одной интересной особенностью- частотные фильтры в ней выполнены на LC-фильтрах (с применением дросселей), что позволило более эффективно разделить весь частотный диапазон.

Схема цветомузыкальной приставки

Источником сигнала может быть любой магнитофон, радиоприемник или проигрыватель, у которых уровень сигнала на выходе составляет от 0,1 до 1,5 В. Резистор R18 позволяет регулировать сигнал на входе.

Спектр входного сигнала разбит между каналами:
1. красный до 200 Гц,
2. оранжевый — от 200 до 1100 Гц,
3. зеленый —от 1100 до 2000 Гц,
4. синий —от 2000 до 3500 Гц,
5. фиолетовый — свыше 3500 Гц.
Кроме этого в схему введен еще «фоновый» канал (желтый). Он включается во время паузы в фонограмме.

Распределение спектра входного сигнала по каналам осуществляется LC-фильтрами. Звуковой сигнал, пройдя частотные фильтры L1—L8, СП-CIS, диодные детекторы V19—V23 и сглаживающие фильтры R7—R11, поступает через диоды V7—V11 на управляющие электроды тиристоров V1—V5. Диоды V7—V12 служат для преобразования переменного напряжения вторичной обмотки трансформатора Т1 в постоянное напряжение питания транзисторов VIS-V18. Резисторы Rl—R6 ограничивают ток коммутирующего импульса, предохраняя тиристор от перегрузки. Сопротивления резисторов подбираем опытным путем в зависимости от типа тиристора. Вначале берут равными 1,5-2 кОм, а если работа тиристора покажется неудовлетворительной, сопротивление постепенно уменьшают, но не более чем до 300-500 Ом.

Канал желтого цвета выполнен на транзисторе V18. Его база соединена через резистор R12 с коллектором транзистора V14. Это позволяет получить на коллекторе транзистора V18 сигнал, который находится в противофазе: открыт тиристор V2 — тиристор V6 закрыт и наоборот.
Резистор R12 регулирует подачу напряжения на базу транзистора V18 и управляет яркостью свечения желтой лампы Н6. Полностью выводить до нуля сопротивление резистора R12 не следует, чтобы не нарушить режим работы тиристора V6 и тем самым не вывести его из строя. Рекомендуем также установить последовательно с R12 резистор сопротивлением 33-47 кОм. Резисторы R13— R17 регулируют уровень входного сигнала, поступающего на соответствующий канал.
В ЦМУ могут быть применены конденсаторы МБМ и К50-6, переменные резисторы СП, СПО, тиристоры с Vобр не менее 400 В. Трансформатор Т1 типа ТС, напряжением во вторичной обмотке 6,3 В, мощностью не менее 10 Вт. Трансформатор Т2 может быть типа ТВН-3. Катушки фильтров L1-L8 намотаны проводом ПЭЛ 0,08 на цилиндрическом бумажном каркасе длиной 20 и диаметром 10мм. Внутрь каркаса помешается ферритовый (600 НН) стержень диаметром 8 и длиной 25 мм. Щечки каркаса диаметром 25 мм. Сердечник перемещается внутри катушки, изменяя тем самым ее индуктивность. Намоточные данные трансформаторов и катушек приведены в таблицах 1 и 2.

Читайте так же:
Esr метр своими руками схема

Лампы накаливания могут быть общего назначения напряжением 220 В, мощностью до 200 Вт.
Элементы ЦМУ смонтированы на печатной плате, изображенной на рисунке 2 размером 100 х 150 мм.

Цветомузыкальная приставка своими руками

Цветомузыкальные приставки

Цветомузыка зародилась давно. Еще за 300 лет до нашей эры древнегреческий ученый Аристотель заметил, что «. цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно созвучиям и быть взаимно пропорциональными. ». Так впервые была высказана мысль о возможности союза цвета и музыки.
На протяжении многих столетий люди разных профессий обращались к идее совмещения цвета и музыки. Об этом говорили К. Маркс и М. Ломоносов, поэт Гёте, композитор Скрябин, физиолог Бехтерев и многие другие.
Появлялись любопытные таблицы, связывающие с тем или иным цветом музыкальные звуки. Вот одна из них: красный (кармин) — до, красный (киноварь) — до диез, оранжевый — ре, желто-оранжевый — ре диез, желтый — ми, зеленый — фа, голубовато-зеленый — фа диез, голубой — соль, синий — сопь диез, фиолетовый — ля, коричневый — ля диез, черный — си.
В другой таблице с цветом связывалось настроение: нежно-голубой — жалость, желто-серый — покорность, яблочно-зеленый — радость, цвет кофе с молоком — сытость, темно-розовый — удовольствие, цвет табачного дыма — сон, оранжевый — размышление, шоколадный — тоска, светло-голубой — свидание.
Конечно, во многом подобные взгляды на цветомузыку были ошибочны и сейчас представляются нам несколько наивными, но одно несомненно — мелькающая перед глазами определенная гамма света различной интенсивности окраски может вызвать те же чувства, что и прослушивание музыкального произведения. Иначе говоря, воздействие музыки на организм человека можно заменить воздействием света.
Ясно и то, что ощущения звука и света физиологически дополняют друг друга. Если световую установку включить в добавление к музыке, восприятие музыкального произведения изменится. Оно усилится при совпадении воздействий на организм цвета и музыки. Но музыка будет глушиться, если яркость, окраска, контрастность света будут не в «фазе» (то есть не будут совпадать по времени) со строем музыкального произведения. Необходима определенная связь музыки со светом. Использование этой связи открывает неограниченные возможности для искусства.
Сегодня цветомузыка широко входит в нашу жизнь. В столичном киноконцертном зале "Россия" периодически проходят цветомузыкальные концерты, пользующиеся большой популярностью у зрителей. В Ереване, Сочи и других городах действуют цветомузыкальные фонтаны, высота струй которых и окраска изменяются в такт с музыкальным сопровождением. Для «просмотра» музыкальных произведений в домашних условиях промышленность выпускает цветомузыкальный набор «Прометей-1». А многие радиолюбители самостоятельно разрабатывают различные цветомузыкальные приставки. Как правило, повторить ту или иную приставку несложно. В этом вы убедитесь, познакомившись с описанием предлагаемых конструкций.

Приставка на трех электролампочках

Собрать простейшую цветомузыкальную приставку еще не значит спаять лампочки между собой и подать на них звуковой сигнал. Даже к простым конструкциям предъявляются определенные требования.
Во-первых, для получения максимального количества цветовых оттенков должно быть не менее трех основных цветов. Обычно это красный, синий (голубой) и зеленый цвета. Причем красный цвет должен соответствовать нижним частотам звукового диапазона, зеленый — средним, синий — верхним.
Во-вторых, цвет каждой окраски должен равномерно освещать большую часть экрана, в идеальном случае — весь экран. Только тогда можно получить отличные результаты.
Это основные требования, которые нужно учитывать при самостоятельном конструировании цветомузыкальных приставок и установок.
А теперь познакомимся с блок-схемой цветомузыкальной приставки (см. рис.).

Читайте так же:
Матирование нержавеющей стали своими руками

Блок-схема цветомузыкальной приставки

Электрические сигналы звуковой частоты подаются на вход электронного усилителя. С выхода его сигналы поступают на электрические фильтры. Их столько, сколько каналов цветового воспроизведения. В нашем случае три канала, поэтому на схеме вы видите три фильтра. Каждый фильтр настроен на свою полосу частот. Так, через фильтр нижних частот проходят сигналы с частотой до 300 Гц, через фильтр средних частот — от 150 до 3000 Гц, через фильтр верхних частот — свыше 2000 Гц.
Прошедшие через фильтр сигналы зажигают лампочки (или гирлянды лампочек), которые освещают экран.
По таким блок-схемам собраны почти все простые цветомузыкальные приставки и установки. Различия между ними обычно бывают в применении усилителей различной сложности или чувствительности, в использовании тех или иных электрических фильтров, в способе управления яркостью свечения ламп.

Принципиальная электрическая схема простейшей цветомузыкальной приставкиА вот и принципиальная электрическая схема простейшей цвето-музыкальной приставки (см. рис.), собранной на трех лампочках от карманного фонаря. Она «анализирует» звуки только по частотным данным. Для этого в приставке стоят три фильтра, настроенные соответственно на низкие (L2), средние (С2, L1) и высокие (С1) частоты звукового диапазона. В цепи каждого фильтра включена электрическая лампочка, загорающаяся при прохождении через фильтр тока соответствующей частоты.
Каждая лампочка снабжена светофильтром: лампочка низких частот (Л3) имеет красный светофильтр, лампочка средних частот (Л2) — зеленый, лампочка высоких частот (Л1) — синий.
Как видите, всего три цвета используются в этой конструкции, но экран работающей приставки непрерывно озаряется множеством красок самых причудливых оттенков. Подобно художнику, получающему в смешении трех основных цветов большое разнообразие тонов, три источника цветного света, проектирующие на экран лучи переменной интенсивности, позволяют получать самые разнообразные каскады цветов — от ярко-красного до белого.
В нашей приставке нет усилителя, его роль выполняет усилитель радиоприемника или магнитофона, с которым будет работать приставка.
О деталях. Конденсаторы возьмите любого типа, кроме электролитических. Емкость конденсатора С1 должна быть 4 мкФ, С2 — 5 мкФ. Конденсатор С2 можно составить из двух конденсаторов (4 мкФ и 1 мкФ), соединенных параллельно.
Катушки индуктивности намотайте на металлических шпульках от швейной машины (например, «Тула», «Волга»). Их внутренний диаметр 6,5 мм, внешний 21 мм, ширина 8 мм. Катушку L1 намотайте на одной такой шпульке проводом ПЭЛ 0,23; она должна содержать 400 витков. Катушку L2 намотайте на двух шпульках, скрепленных железным или стальным болтом. На каждой шпульке разместите по 300 витков провода ПЭЛ 0,23.
Лампочки должны быть рассчитаны на напряжение 3,5 В при
токе 0,2В А (лампочки от карманного фонаря). Выключатель В1 любого типа.

Футляр для цветомузыкальной установки

Приставку смонтируйте в небольшом футляре (см. рис. выше). На передней панели футляра вырежьте круглое отверстие и укрепите экран — матовый автомобильный плафон. На открывающейся задней крышке расположите подставку с лампочками, укрепленными под углом 120° друг относительно друга. Высоту подставки подберите такой, чтобы при закрытой крышке лампочки отстояли от экрана на расстоянии 5—8 мм.
Как видно из схемы приставки, она подключается параллельно вторичной обмотке выходного трансформатора усилителя радиоприемника или магнитофона, причем последовательно со звуковой катушкой громкоговорителя должен быть включен переменный резистор Rg сопротивлением 15—20 Ом, мощностью не менее 3 Вт (резистор типа ПП-3 или самодельный).
Настройка приставки сводится к подбору сопротивления резистора Rg. Его движок вначале поставьте в крайнее левое по схеме положение и настройте радиоприемник на станцию. Регулятором, громкости установите нормальную громкость передачи. Плавно перемещая движок резистора и одновременно поддерживая регулятором громкости постоянную громкость передачи, добейтесь, чтобы передача сопровождалась зажиганием лампочек.
Если яркость свечения той или иной лампочки недостаточна, замените ее лампочкой с меньшим напряжением накала (2,5 В или 1,5 В). Может случиться, что синяя лампочка (высокочастотная) будет загораться редко и только при самых высоких частотах, воспроизводимых усилителем. Тогда несколько увеличьте емкость конденсатора С1.

Читайте так же:
Кузнечный горн своими руками чертежи пошаговая инструкция

Цветомуэыкальный плафон

Так можно назвать следующую приставку, смонтированную в плафоне из склеенных друг с другом пластмассовых «зернышек». Приставка собрана на трех мощных транзисторах, которые включены в усилительные каскады (см. рис.).

Цветомузыкальный плафон

Каждый каскад предназначен для усиления вполне определенной полосы частот. Так, каскад на транзисторе Т1 усиливает высшие частоты, каскад на Т2 — средние, а на Т3 — низшие. Разделение частот осуществляется простейшими фильтрами, составленными из конденсаторов и резисторов.
Нагрузкой каждого каскада служат две параллельно соединенные лампочки (6,3 В X 0,28 А). Причем каждая пара лампочек окрашена в строго определенный цвет: Л1 и Л2 — в голубой (синий), Л3 и Л4 — в зеленый, Л5 и Л6— в красный.
Размещение деталей под плафоном показано на странице рисунке.

Размещение деталей цветомузыкального плафона

Резисторы, конденсаторы, диод и транзисторы установлены на круглой изоляционной плате 4 из гетинакса, текстолита или оргстекла толщиной 2—2,5 мм. Постоянные резисторы и электролитические конденсаторы припаиваются непосредственно к выводам транзисторов и переменных резисторов.
В центре платы закрепляется гайками металлическая стойка 1 диаметром 4—5 мм. Причем на нижнем конце стойки должна быть нарезана резьба на длине 36—60 мм, а на верхнем — на длине 10—15 мм. Над платой к стойке крепится (тоже с помощью гаек) металлический держатель 2 (из жести от консервной банки) для электрических лампочек 3. Такой Держатель укрепляется и на верхнем конце стойки.
Лампочки на держателях располагается в одинаковом порядке (5 — синяя, 6 — зеленая, 7—красная), но держатели поворачивают друг относительно друга так, чтобы получилось равномерное чередование цветов.
К плате приклепывают или привертывают на винтах декоративные ножки, изогнутые в верхней части. На эти изгибы ставится плафон (диаметр платы должен быть на 1,5—2 мм меньше внутреннего диаметра плафона). Проверив правильность монтажа и надежность пайки, подключите приставку к радиоприемнику, но громкость звучания приемника
уменьшите до нуля. Замерьте постоянное напряжение на выводах конденсатора С6 приставки — оно должно быть не ниже 7,5В.
Обратите внимание на нити накала лампочек. Если лампочки какого-либо канала светятся, подберите точнее сопротивление соответствующего резистора в цепи базы — R2, R4 или R6 (в данном случае сопротивление нужно увеличить), чтобы не было свечения.
Конечно, свечения не будет, если сразу поставить резисторы с
большим сопротивлением. Но и чувствительность такой приставки
будет низкой. Как же правильно установить оптимальный режим
работы транзисторов?
Это проще сделать так. Вместо резистора R2 включить переменный резистор и перемещением движка добиться свечения лампочек первого канала. Затем движок резистора повернуть немного назад до прекращения свечения. Остается измерить получившееся сопротивление и впаять в приставку постоянный резистор с таким сопротивлением. Аналогично поступают и с другими каналами.
Затем установите номинальную громкость звучания приемника и максимальный подъем высоких частот. Вращением ручки переменного резистора R1 добейтесь свечения лампочек Л1 и Л2 (движки резисторов R5 и R7 должны находиться при этом в нижнем по схеме положении). Если свечения нет, включите последовательно с громкоговорителем приемника добавочный переменный резистор Rg сопротивлением 30—40 Ом, уменьшите им громкость звучания, а регулятором усиления приемника установите такой уровень сигнала, при котором лампочки начнут вспыхивать в такт с музыкой. Затем вращением ручек резисторов R5 и R7 установите свечение зеленых и красных лампочек.

Читайте так же:
Как сделать дверь из брусков своими руками

Набор радиолюбителя для сборки цветомузыкальной установки (NF192LED)

Набор предназначен для обучения радиолюбителей навыкам пайки, чтения схем и практической настройки собранных устройств.
Собранное устройство представляет собой компактную цветомузыкальную приставку, сопровождающую любой звук достаточной громкости ярким светом светодиодов.
В процессе изучения схемы устройства и его сборки можно получить представление о применении аналоговых фильтров звуковых частот.
Набор поставляется в комплекте со всеми необходимыми компонентами для сборки. Результатом увлекательной сборки, помимо приобретения хорошего опыта пайки электронных компонентов, является эффектная цветомузыка, собранная своими руками!
Набор, безусловно, будет интересен и полезен при знакомстве с основами электроники и получении опыта сборки и настройки электронных устройств.

Для детей 10-14 лет.

Технические характеристики

Напряжение питания, В8,5‐15
Ток потребления, мА150
Средняя частота канала ВЧ, Гц7500
Средняя частота канала СЧ, Гц2500
Средняя частота канала НЧ, Гц750
Габаритные размеры модуля, мм175х45х20

Сопоставление звуков и музыки с цветом и светом занимает ученых, философов и музыкантов с давних времен. Первые теоретические работы датируются серединой семнадцатого века. Они основаны на стремлении достичь однозначности «перевода» музыки в свет на основе аналогии «спектр — октава». После появления электрических источников света в короткий срок были предложены «световые органы», сопровождающие музыкальные произведения световыми эффектами, а первые профессиональные цветомузыкальные композиции появились уже в начале двадцатого века.

Примерно с того же времени каждый радиолюбитель считал своим долгом собрать одну, а то и несколько цветомузыкальных приставок или установок своими руками. Устройства могли быть разные по сложности разработки и изготовления, но все они преследовали одну цель — увеличить удовольствие от прослушивания музыки. И сегодня яркие огни, вспыхивающие в такт музыке, радуют и дома, и на дискотеке, и на концерте любимой группы.

Вот и мы предлагаем собрать цветомузыку своими руками с помощью набора NF192LED.

В отличие от обычной цветомузыки, где сигнал поступает на вход с линейного выхода усилителя, входной сигнал для NF192LED берется с встроенного микрофона. То есть, для того, чтобы устройство работало, его достаточно расположить неподалеку от источника звука. Так же как в классическом трехканальном варианте, устройство разделяет поступающий через микрофонный усилитель сигнал на низкие, средние и высокие частоты.

Микрофонный усилитель сигнала с электретного микрофона собран на двух транзисторах по схеме с общим эмиттером и позволяет регулировать коэффициент усиления потенциометром «Чувствительность». На транзисторах T1, T2 и Т3 и окружающих их элементов собраны несложные фильтры звуковых частот со средними частотами 750 Гц, 2500 Гц и 7500 Гц для каналов низкой (синий цвет), средней (красный цвет) и высокой (зеленый цвет) частот соответственно. Входной сигнал каждого канала регулируется потенциометрами «уровень ВЧ», «уровень СЧ» и «уровень НЧ». В каждом канале работают по 10 сверхярких светодиодов.

Питание цветомузыки на светодиодах осуществляется от источника постоянного тока напряжением от 8,5 до 15 В, обеспечивающим ток 150 мА.

Мы уверены, что конструктор цветомузыки доставит немало приятных мгновений всем, кто интересуется электроникой и неравнодушен к музыке!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector