Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЦИАТИМ-221. Описание и особенности

ЦИАТИМ-221. Описание и особенности.

Циатим-221

ЦИАТИМ-221 – одна из наиболее популярных смазок советского периода и сегодня на российских производственных предприятиях используется достаточно часто.
За долгие годы производства данной смазки и общения с потребителями на местах, мы выяснили, что ЦИАТИМ-221, используются не всегда технически правильно. Поэтому основная задача статьи – рассказать о преимуществе смазки, раскрыть основные принципы подбора и правильного применения, развеять мифы и заблуждения.

Большинство домыслов основано на авиационном прошлом данного смазочного материала. Достаточно вспомнить, откуда образовалось само название – аббревиатура обозначает «Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел» (ЦИАТИМ). В этом учреждении и разработали данный смазочный материал. На сегодня данная аббревиатура ассоциируется у механиков с авиационно-космической отраслью. Однако реальная область применения смазки гораздо шире.

Эксплуатационные свойства смазки.

Наиболее востребованным параметром смазки ЦИАТИМ 221 является достаточно высокая температура применения продукта – до 150°С. Не менее важны и низкие значения эффективной вязкости при отрицательной температуре. Благодаря этой характеристике смазка с наступлением холодов не сильно загустевает и может эксплуатироваться даже до минус 60 °С.

Еще один существенный эксплуатационный показатель – это инертность к резинам и пластикам. Причина такого поведения смазки – кремнийорганическая жидкость в качестве масляной основы смазки. Кремнийорганика широко применяется в таких парах трения, как «пластик + пластик», «металл + резина», «пластик + металл». Правда есть и обратная сторона медали – кремнийорганическое масло обладает слабыми трибологическими свойствами, плохо разделяет высоконагруженные металлические пары трения и поэтому не рекомендуется при работе крупногабаритных подшипников.

Смазка ЦИАТИМ221 широко используется в различных видах специализированного оборудования, например, в криогенных и высокотемпературных аппаратах. Смазка идеально соответствует сложным условиям эксплуатации в вакууме. Поэтому она высоко востребована не только на промышленных производствах, но и при изготовлении точных приборов.

ЦИАТИМ-221

СтандартГОСТ 9433-80
Диапазон температур,ºСот -60ºС до +150ºС
Типтермостойкая смазка
Производство Сделано в РоссииРоссия
Гарантия60 месяцев*
СертификацияЕАС

Как правильно выбрать ЦИАТИМ-221

Важно отметить тот факт, что большинство производителей ЦИАТИМ 221 делают ставку на неопытность сотрудников промышленных предприятий в вопросах качества смазки, и идут вслед за желанием потребителя снизить расходы на закупку. В результате это приводит к тому, что вместо кремнийорганического масла в качестве основы начинают применять очищенное нефтяное минеральное масло.

Некоторые заходят еще дальше и вместо изготовления уникальной в своем роде смазки ЦИАТИМ-221 просто разбавляют маслом достаточно дешёвую и популярную смазку Литол-24. В итоге цена на конечный продукт действительно может быть очень низкой, но характеристики такого продукта конечно же не выдерживают никакой критики и не имеют никакого отношения к смазке ЦИАТИМ-221.

К сожалению, например, отсутствие на большинстве предприятий входного контроля смазочных материалов не позволяет потребителю узнать какую же смазку в реальности им поставили, и ставит под угрозу безаварийную эксплуатацию дорогостоящего оборудования и приборов. Низкая цена на смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 должна вас насторожить. Подумайте во сколько реально вам может обойтись вроде бы дешевый продукт. Остается посоветовать покупать смазку ЦИАТИМ 221 только у надежных, положительно себя зарекомендовавших производителей.

В заключении, можно сказать, что настоящего качества, соответствующего ГОСТ 9433-80, можно добиться только следуя всем пунктам очевидных правил:

    использовать рецептуру утвержденную ГОСТ;

И напоследок, подытожим преимущества смазки ЦИАТИМ 221 из-за которых она имеет такую популярность:

    Нерастворима в воде

Читайте так же:
Самоделки пилорама из бензопилы

Всероссийский Научно-Исследовательский Институт
Смазочных Материалов

ЦИАТИМ 221: если по ГОСТ, то весьма качественно

При взгляде на цифровой индекс, создается впечатление, что данный продукт является развитием легендарного ветерана ЦИАТИМ 201. На самом деле 221-й гораздо ближе к самолетным технологиям, название разработчика обязывает.

Центральный институт авиационных топлив и масел действительно создавал эту смазку преимущественно для использования в воздухе. Это подтверждает одно из свойств ЦИАТИМ 221: надежная работа в разреженном воздухе, и даже в глубоком вакууме.

ЦИАТИМ 221 в различной упаковке

Под стать характеристикам, и заоблачная цена: из серии «Циатимов» общего назначения (не считая предложений узкой специализации) это, пожалуй, самый дорогой продукт.

Принципиальное отличие в базовой основе: она кремнийорганическая. Соответственно и загуститель состоит из кальциевого мыла.

ЦИАТИМ 221 характеристики и применение

Внешне эта смазка мало отличается от аналогов: выглядит как вазелино-образная мазь, с гладкой блестящей поверхностью. Цвет от грязно-желтого до светло-коричневого. Оттенок никак не влияет на характеристики ЦИАТИМ 221, и зависит лишь от типа присадок, используемых производителем согласно ГОСТ 9433 80.

Про свойства и характеристики смазки ЦИАТИМ 221 — видео

  • предел прочности не менее 120 Па (немного, но вполне достаточно для работы на высокоскоростных узлах трения);
  • достаточно высокая температура каплепадения: разжижение происходит при достижении температуры 200°C;
  • интересная особенность: даже после перехода в жидкое состояние (вплоть до кипячения), свойства восстанавливаются после остывания;
  • 221-й не растворяется в воде, при этом избыточно гигроскопичен: при поглощении воды меняются свойства, снижается устойчивость к низким температурам;
  • практически не защищена от химического воздействия, даже в виде посторонних испарений;
  • не взаимодействует с резиной и полимерными соединениями;
  • максимальное остаточное давление, при котором не меняются рабочие параметры: не менее 666,5 Па;
  • сертифицированный диапазон рабочих температур: от -60°C до +150°C;
  • удобна для долговременных запасов: в течение 40 лет хранения свойства не меняются.

Такие характеристики ограничивают применение смазки:

  • высокоскоростные измерительные приборы (в первую очередь авиационные);
  • закрытые подшипники качения;
    подшипник в смазке циатим 221
  • любые детали трения в глубоком вакууме;
  • узлы трения и скольжения, в которых металл сопрягается с резиной.

Информация: ЦИАТИМ 221 нетоксичен, нейтрален к коже и слизистым оболочкам, не выделяет вредных паров при нагреве.

Для чего используется ЦИАТИМ 221F?

Циатим 221F в банке

Это развитие линейки 221-го, призванное нивелировать некоторые недостатки базовой смазки. В основной состав добавляется специально разработанная фторовая присадка.

Благодаря этому кардинально меняются рабочие свойства:

  1. Улучшены противоизносные и противозадирные характеристики, особенно при интенсивной нагрузке.
  2. Увеличенная термостойкость позволяет работать в нагруженных узлах без потери свойств.
  3. Ликвидирована гигроскопичность: это дает возможность использования во влажной среде.
  4. Благодаря фторопластовым включениям, снижается шум при работе агрегатов трения и вращения.

Что лучше, Литол 24 или ЦИАТИМ 221?

В качестве прямого аналога их сравнивать некорректно. «Литол» более универсален, кроме того, он отлично справляется с «водными процедурами».

В этом смысле у 221-го нет заменителей. Разумеется, эти смазки нельзя смешивать между собой, кальциевые и литиевые соединения несовместимы химически.

ЦИАТИМ 201 и 221, в чем принципиальная разница?

Прежде всего в основе и составе загустителя. Именно эти компоненты определяют применяемость. 201-й – это типичный продукт эконом класса. А 221-й – высокотехнологичная разработка для использования в авиации и точном приборостроении. Они уживаются в одном автомобиле (механизме), только в разных узлах.

Чем отличается ЦИАТИМ 201 от 221 по возможности применения?

  1. 201 нельзя использовать при контакте с резиной.
  2. 221 может работать при более высоких температурах.
  3. Срок хранения различается почти в 10 раз в пользу 221-го.
  4. Соответственно, ЦИАТИМ 221 в 3-5 раз дороже.
Читайте так же:
Чем паять нержавейку с нержавейкой

Как выглядит настоящий ЦИАТИМ 211 времен СССР — видео

В чем разница между солидолом и литолом?

Многие автомобилисты, механики, техники, впервые столкнувшись с необходимостью смазывания узлов, слышат, что нужно купить литол или солидол. Именно этим смазки применяются в нашей стране уже более 30 лет, недорогие и легко доступные. В то же время дать ответ на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, способны далеко не все специалисты. Обе марки используются для смазывания узлов качения, скольжения, а также трущихся поверхностей машин и механизмов. Свойства этих смазок во многом схожи, но только в том случае, если речь не идет о повышенном нагреве или высоких скоростях движения. Так чем же солидол отличается от литола? В этой статье мы ответим на вопрос, а также проясним, когда какой состав лучше использовать.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?

Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.

Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?

Солидол

Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:

— высокая пластичность;
— консистентность;
— устойчивость к вымыванию водой;
— длительно сохраняющийся смазывающий эффект;
— относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.

Однако у этого смазочного материала были и недостатки:

— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает.
— Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники.
— Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.

Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?

Литол

К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:

Читайте так же:
Марка стали у13а расшифровка

— Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С).
— Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па).
— Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).

Широкое распространение получили следующие серии литолов:

ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.

ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.

Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.

Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ КОМПАНИИ «МСК»

Ответить на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, а также проконсультировать относительно использования смазок, смогут специалисты нашей компании. Мы уже более пяти лет занимаемся производством высокотемпературных консистентных смазок, в том числе солидола и литола.

Обе марки подходят для подшипников качения и скольжения, а также обработки любых трущихся поверхностей, нуждающихся в защите от задиров. Наши смазочные материалы обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают заедания, отводят излишек тепла, уменьшают износ деталей.

Мы рекомендуем выбрать солидол, если необходимо закладывать смазку в открытые узлы или детали, подверженные контакту с водой. Эта смазка практически не вымывается, что обеспечивает надежную защиту поверхностей. Литол лучше всего подходит для высоконагруженных узлов, которые работают при высоких температурах. Благодаря эксклюзивной рецептуре нам удалось повысить температуру каплепадения смазки до 250 °C. Наш Литол-24 широко используется предприятиями из Актау, Атырау, Актобе, Астаны и других городов Казахстана и получил несколько наград за уникальные свойства и высокое качество.

«МСК» обеспечивает доставку смазочных материалов во все города Казахстана. Напишите нам, чтобы получить оптовый прайс и узнать, какие условия поставки мы можем вам предложить!

Смазка ЦИАТИМ 201

Смазки ЦИАТИМ их разновидности и применение

Это смазки, изготовленные на основе стеарата лития, или как ещё чаще называют – литиевого мыло, которое выступает как загуститель масла. Также в состав входят нефтяное масло и комплект присадок, которые выполняют роль антиокислителей. Цвет у смазки желтый, иногда светло-коричневый. Она была разработана ещё в 70 годы и до сих пор используется очень широко. Например, в авиационной, автомобильной технике, в оборудовании для радиотехники, в разного назначения точных приборах. В общем, везде, где работы связаны с пониженными температурами и с невысокими нагрузками.

Смазка ЦИАТИМ 201 | 1

Вид смазки ЦИАТИМ 201

Например, в ступицах, рулевых рейках, у которых отсутствует гидроусилитель,в шарнирах и пыльниках шаровых опор она работает отлично. В электроприборах при обработке клемм она защищает последние от окисления.

Читайте так же:
Бензопила партнер не смазывается цепь причина

Виды смазок выпускаемых смазок ЦИАТИМ

В настоящее время выпускаются такие виды смазок: ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ 203 и ЦИАТИМ-221

Если рассматривать смазку ЦИАТИМ-201, которая выпускается до сих пор по ГОСТ 6267 -74, чем гарантируется качество продукции, её положительными характеристиками по применению может служить способность выдерживать температуру от -60 градусов до +90. Она имеет небольшую вязкость, поэтому для соединений, которые испытывают постоянное трение, это отличный вариант. Её также часто применяют для того, что бы смазывать охотничьи ружья – всех его частей. Но при работе высоконагруженных узлов и механизмов такая смазка применяться не может из-за того, что при нагревании до невысокой температуры +90 градусов она начинает окисляться и теряет свои свойства.

Также она разлагается при длительном хранении, на её поверхности в таре для хранения, а также при смазке механизма для хранения появляется масло. Это один из важных недостатков.

Вторым недостатком является то, что она впитывает влагу из воздуха и не только, меняя при этом свои свойства в худшую сторону.

Получается, что технические характеристики смазки ЦИАТИМ 201 таковы, что применять её можно только для ненагруженных узлов и деталей, находящихся в закрытом состоянии без доступа влаги. Причём, срок пригодности смазки небольшой.

Одним из самых больших достоинств смазки ЦИАТИМ 201 является её цена, поэтому купить ей можно по цене от 92 рублей за упаковку 360 грамм. Расфасовки бывают разные, от 20 грамм до 20 килограмм.

Смазка ЦИАТИМ 201 | 2В герметично закрытой таре смазка долго хранит свои качества

Конечно, если покупать большую упаковку смазки ЦИАТИМ 201, цена в перерасчёте за 1 кг будет гораздо ниже, например такая упаковка в 20 кг будет стоить 3500 рублей, что в итоге 1 кг будет стоить 175 рублей, что весьма выгодно. Если брать наиболее распространённую упаковку смазки ЦИАТИМ 201 весом 0,8 кг, её можно купить от 210 рублей за упаковку.

Смазка ЦИАТИМ 201 | 3Смазка 0, 8 килограмм часто имет такую упаковку.

Но большие упаковки, хотя они и выгодные с точки зрения цены, нужно покупать с оглядкой. Смазка в открытом виде быстро засыхает и портится.

Аналоги смазки ЦИАТИМ 201

Если вернуться ещё раз к характеристикам смазки ЦИАТИМ 201, нужно отметить и то, что изготовляется она полностью без применения различных синтетик, из масла, которое получено при перегонке нефти, и литиевого мыла, поэтому можно считать её экологически чистой смазкой. Если придерживаться опредёленных ГОСТом условий, смазка может служить очень долго. При правильном применении смазки, трение между деталями практически близкое к нулевому.

В случае, когда детали не испытывают больших нагрузок и, как оговаривалось находятся в закрытом от попадания влаги состоянии, это действительно недорогая, но достойная смазка.

Но в реальности найти такие условия эксплуатации смазки, что бы сохранить её свойства, сложно. Если взять следующий вид смазки, такой как ЦИАТИМ 202, она практически такая же, но температурный предел применения от -50 до +120 градусов. По остальным характеристикам практически одно и то же .Как и 201 собрат, размягчает резиновые покрытия.

Смазка ЦИАТИМ 203 более совершенна, имеет добавки, улучшающие её вязкость, а также противозадирные характеристики. Загущение низкосортного нефтяного масла, из которого вырабатывается смазка, производится техническим саломасом и асидолом. За счет этого имеет большую химическую стабильность, и срок её хранения намного больше.

Читайте так же:
Тормоз на бензопиле штиль 180

Может использоваться в подшипниках, червячных передачах, зубчатых деталях. Работает при температуре от -50 до + 120 градусов.

ЦИАТИМ 221, ЦИАТИМ 221F

изготавливается по ГОСТу 9433-80 и является термостойкой смазкой.

Эта смазка более совершенна, прекрасно работает и с доступом воздуха, и в вакууме, не впитывает влагу. Срок её хранения до 40 лет. Изготавливается она с применением загустителя из кальциевого мыла, в чем отличие от литиевых смазок. Также в состав входит кремнеорганика, то есть силикон (силиконовое масло), за счет чего цена на смазки в 3-4 раза выше ЦИАТИМ 201.

Работает хорошо при температуре от -60 до +150 градусов Цельсия.

Смазка не токсична, при попадании на кожу и слизистые не вызывает никаких нежелательных реакций , не разрушает резиновые и разного рода полимерные детали.

Более улучшенный вариант этой смазки, это ЦИАТИМ 221F, в состав которой добавлен фтор в виде неорганического соединения.

Её использование увеличивает срок службы деталей, узлов и механизмов за счет того, что этот вариант смазки не впитывает совсем влагу, имеет отличную механическую стабильность, стойкость в агрессивной среде и считается термостойкой смазкой. На поверхности создает плёнку, которая состоит из фторопластов, которая имеет свойство снижать уровень шума и вибрации при работе.

Два последних вида смазок являются более совершенными и технологичными, их используют в авиации.

Смазки Литол – 24, Литол-24РК.

Из литиевых отечественных смазок как аналог нужно отметить и такую весьма распространённую смазку, как Литол – 24, которая также изготавливается из неочищенного масла, полученного вследствие перегонки нефти, загущенной тем же литиевым мылом, но с добавлением присадок, которые добавляют смазке вязкость и не позволяют ей окисляться на воздухе.

Применяется в основном в подшипниковом производстве, шарнирных и зубчатых узлах, для уменьшения трения в транспортных средствах и тому подобных механизмах и узлах. Её можно использовать для смазывания деталей для длительного хранения.

Рабочая температура использования от – 40 до +120 градусов. При повышении температуры смазка становится жидкой и вытекает. При нагрузке не разлагается и не меняет свойств.

При контакте с водой стойкость в разы выше, чем в ЦИАТИМ 201,2, 3.

Как улучшенная версия, выпускается марка Литол-24РК. Введение в состав добавок, как защита от коррозии, улучшение вязкости позволяют использовать ее для более длительной консервации тех узлов и механизмов, которые в работе подвергаются повышенной силе трения. Остальные характеристики аналогичны Литол -24. Последние две смазки имеет более широкий диапазон в применении.

Смазка ЦИАТИМ 201 | 4

Виды ёмкостей, в которых выпускается Литол-24РК

Кроме вышеперечисленных смазок, выпускается достаточно большое наименование зарубежных аналогов.

Например, хорошие отзывы о компании Арго, которая выпускает смазку TermoSint, которая также загущается литиевым мылом с добавлением комплекса разных присадок, но масло использует синтетическое. Может быть применена в узлах с высокой нагрузкой и рабочей температурой от – 60 до +180 градусов.

Как заменитель ЦИАТИМ 201, можно назвать по аналогии такие смазки, как Mobil, Teobil, Huskey HVS – 100. Но, выбирая смазку, нужно знать, как работают эти смазки, ознакомиться с полной технической характеристикой, иначе можно просто вывести ваш механизм из строя.

Неплохие смазки выпускает компания ВМПАВТО, например: MC1400 NORD, MC 1410NORD, MC1500, MC 1510.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector