Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ткацкий станок

Ткацкий станок

Ткáцкий станóк (ткáцкий стан [1] , кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Содержание

История [ править | править код ]

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков [ править | править код ]

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых, и т.п. тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые)

Типы станков по принципу прокладки утка [ править | править код ]

До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.

С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):

  • пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Этот тип станков был изобретен и внедрен в производство в Советском Союзе в конце 1970-х годов, Такие станки позволили увеличить скорость производства и ширину вырабатываемой ткани (например, ситцы и ткани из хлопка: с 80 см до 120 см и более). Кромка таких тканей имеет вид ниточной бахромы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: на сегодняшний момент производители станков данного типа не известны.
  • гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
  • рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
  • станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
  • станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.
Читайте так же:
Шашлычница из газового баллона своими руками

Производство современных ткацких станков [ править | править код ]

Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения. В настоящее время их доля на мировом рынке составляет порядка 1 % от доли рапирных станков, объём рынка которых ограничивается величиной порядка 25-30 тысяч единиц оборудования в год.

В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный). Станки СТБ производились и в Новосибирске до 2007 года на заводе СибТекстильмаш.

Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

Основы ткачества на станке

Техника ткачества на станке, о которой вам расскажет этот материал, зародилась еще в 19 веке. Ей плелись ковры, картины, салфетки и даже одежда. Я расскажу вам, как сделать ткацкий станок своими руками и соткать небольшой декоративный коврик и без использования специальных инструментов. Овладев базовыми навыками этой древней и интересной техники вы, без сомнения, сможете создавать и более сложные вещи.

Декоративный коврик

Материалы и инструменты:

  • плотный картон
  • пряжа
  • ножницы
  • крючок
  • карандаш

Материалы для ткачества

Для создания ткацкого станка своими руками можно использовать кусочек ДСП, фанеры и любых других плотных материалов. Мы же воспользуемся обычным плотным картоном.

Ткачество на станке

Совет: если вы решили воспользоваться, например, фанерой, то отверстия можно сделать с помощью шила. В таком случае должны получиться не надрезы, как на картоне, а дырочки по краям.

Делаем ткацкий станок своими руками

Так как коврик у нас декоративный, я использовала небольшой кусок картона размером 12×15 см.

В первую очередь необходимо нанести на картон разметку, по которой мы будем делать надрезы.

Размечаем наш будущий станок следующим образом: по двум сторонам картона ставим карандашом засечки через каждый сантиметр на глубину 0,5-1 см.

Станок для ткачества

Для того чтобы разметка, а в последующем и коврик, получились ровными, проводим параллельные линии по отметкам, которые мы проставили через каждый сантиметр. Линии должны идти параллельно неразмеченной стороне.

Далее делаем надрезы по нашей разметке на нужную нам глубину по обеим сторонам картонки.

Ткацкий станок своими руками

Как сделать ткацкий станок

Берем нашу пряжу и делаем основу. Вместо пряжи, которую вы будете использовать для коврика, можно использовать декоративные ленточки, обыкновенные нитки и другие материалы.

Вставляем пряжу в надрез на картонке, как показано на фото. Оставляем небольшой кончик пряжи (двух сантиметров вполне достаточно) с изнаночной стороны картона.

Пряжа для ткачества на станке

Продеваем пряжу через надрезы по принципу «змейка». С одной стороны картона мы обвязываем вырезы.

Изнаночная сторона
Изнаночная сторона

С обратной же стороны создаем линии. Эта сторона будет лицевой станочной, на которой и будет располагаться наш коврик.

Лицевая сторона
Лицевая сторона

Основы ткачества на станке

Наш станок готов. Теперь переходим непосредственно к плетению коврика.

Начинать можно с любой стороны: справа или слева. Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда. В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута.

Следующий ряд должен быть проплетен по-другому: одна нить станка снизу, другая сверху, одна снизу, другая сверху и т.д. Далее плетем коврик по той же схеме.

Ткацкий станок фото

Самодельный ткацкий станок фото

Для изготовления этого коврика я воспользовалась сплошной цветной акриловой нитью. Если же вы решили использовать разные цветные пряжи, то плести можно следующим образом.

Сначала по приведенной ранее схеме проплетаете несколько рядов одним цветом. Затем оставляете конец первой нити и вплетаете следующий цвет.

Читайте так же:
Пивоварня на 100 литров своими руками

Приемы ткачества

Как ткать

Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. Таким образом, они не будут видны на готовом изделии и не будут мешаться при плетении коврика.

Ткачество на самодельном станке

Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось. Это можно делать при помощи крючка.

Ткачество на дощечке
Крючок для вязания
Тканый коврик
Коврик своими руками
Вязание крючком
Вязание коврика

Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.

Если вы использовали в качестве станка более плотный материал (фанера, ДСП), то прежде чем снимать петли, их нужно разрезать с изнаночной стороны.

Петли

Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.

Разрезаем петли

Теперь наш декоративный тканый коврик готов. Использовать такое изделие можно как угодно: как подставку под кружку, подложку для подарка или же просто в виде элемента декора. Как подскажет вам ваше воображение. Удачи!

Ткацкая рама своими руками

При загрузке фотографий пользуйтесь надежными фотохостингами.
Ссылки на фотографии в сообщения вставляйте, пожалуйста, в виде превью — картинок, увеличивающихся по клику .
Уважайте возможности трафика пользователей.

снова Рената,
На раме легче ткать, чем на бердо. На рамке ткут гобелены, панно, махровые коврики, половики, но один минус — размеры. Существуют раздвижные рамки, их можно сделать из рамки, по которой закрепляют шелк для батика.
Мое фото, я ткала на рамке для картин. Удобнее, если на рамке прорезы для основных ниток, будет аккуратнее, но опытные матеры обходятся без гвоздиков или прорезей.

А вот видео, где используется деревянная игла для ткачества.
https://youtu.be/AYSGmOzUsiE


Коврик из полос от старой одежды на рамке.
https://youtu.be/zU5fsvipxrA

Я так и не научилась ткать на берде, очень не понравилось чувствовать себя привязанной к опоре, странное ощущение. Чаще вместо него используют лентоткацкий станок, потому что работу на нем можно отложить и побежать на кухню мешать борщ, например. А основу с бердом надо отвязать от талии, аккуратно сложить и положить, чтобы не запутались нити, вернуться, снова привязать к талии. Но все равно учатся ткать на берде — это же традиция, как и сами пояса. Кстати, если наткала много поясов, а их почти не носят в жизни, то можно сделать полотно из сшитых между собой либо сплетенных поясов.

На рамке я когда-то пробовала, но не ткать, а плести. Может, немного неправильно термин использую, но там натянутые нити основы обвязываются по утку крючком.
Рамки делала муж, первоначально я использовала их для росписи ткани в стиле батик — купила в 1997 году набор для росписи в большой коробке и пыталась этим заниматься.

Ну а потом оставшиеся рамки использовала для других целей.

А ещё я ткала на картонке:

Но мне не нравится, что картонка иногда выгибается, хотя я брала толстенный картон от ящиков, только ножом можно было резать. Вместо уточных нитей использовала косичку из связанных крючком нитей в 9 — 10 сложений.

А вот какое бердо я купила:

Я уже нити натянула. Только пока некогда, у детей свадьба.

Продолжение ткачества.

Вообще не рекомендуется немного снимать еще не готовое полотно, чтобы посмотреть на орнамент, иначе будет искажение натянутости основных ниток. Но я очень хотела проверить, как получилась эта часть орнамента.

Поэтому профессиональные ткачи ткут подобные килимы на огромных рамках, но украинцы их ткут на станках.

Рязанка,
очень красиво получается.

А я тут посмотрела видео, и мне очень понравилась досочка с "порожками", нити получаются поднятыми, сделала фотографии.

и деревянная плоская игла для продевания уточных нитей или тесьмы:

Лучше поздно, чем никогда. 🙂

пост на реставрации. не удалять

снова Рената, это плетение, не ткачество. Книга хорошая, учит плести орнамент.
Ролик на русском языке.
https://youtu.be/ICYJCUfh2sY
Этот плетеный коврик толще тканого, на него уходит больше материала.


Вот странно, на ярмарках и выставках тканые половики распространены, а плетеных, как в книге рукодельницы Ирвинг, нигде не видела.

Рязанка,
у них Weaving — это и плетение, и ткачество — кто как переведёт на русский.

снова Рената, это верно. При этом в англоязычных группах на Фейсбуке по Weaving строго показывают фотки только с ткаными работами, редко бывают плетеные коврики и то в группе по "Rag Rug", то есть о тканых и плетеных ковриках из текстильной или трикотажной полосы (" из тряпок").

Однако ткачи не любят, чтобы ткачество путали с плетением, есть специальный пост об этом.
Автор Ирина Дворкина.
"Примечание: несмотря на термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения, ткани и ковры «ТКУТ», а циновки, корзины и прочую утварь «ПЛЕТУТ».
.
Для примера возьмем рекламу Колледжа декоративно-прикладного искусства: «Профессиональная подготовка:
19143 «Ткач». Ручное (плетение гобеленов) и машинное (на ремизных станках) ткачество».
Тут сразу две ошибки.
1. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры не плетут, а ТКУТ.
Плетут корзины, циновки и другие утилитарные изделия.
При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения.
Я не усматриваю в этом противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».
Кроме того, ворсовые ковры тоже не плетут, и даже не вяжут, а ТКУТ.
Несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.
2. Ткачество на ремизных станках тоже является РУЧНЫМ, т. к. весь процесс ткач/ткачиха производит своими руками и ногами. Станок – это всего лишь устройство, на котором закреплена основа, имеющее некоторые удобства по сравнению с обычной рамой."

Я на сайте книжного магазина "Лабиринт" заказала книгу М. Бохан про гобелены. Должны скоро мне привезти.
Ну и дома у меня есть "собрание сочинений" — куча эстонских журналов "Рукоделие" на русском и эстонском языке с 1973 до распада Союза — там много о ткачестве.

Читайте так же:
Горн для плавки металла своими руками

снова Рената, о, знаю Бохан, она в списке друзей в Контакте и Фейсбуке. Я об ее тканых куклах рассказала в англоязычной группе по ткачеству на Фейсбуке, все в восторге от ее выразительных кукол! Она работает в театре теней с детьми.
У меня книга Дворкиной о гобелене за 10 вечеров, также первые ее книги о ткачеств.

Ну и дома у меня есть "собрание сочинений" — куча эстонских журналов "Рукоделие" на русском и эстонском языке с 1973 до распада Союза — там много о ткачестве.

Ого, тогда были статьи о ткачестве в эстонском журнале по рукоделию? В советских журналах для женщин совсем не было о ткачестве почему-то.

Рязанка,
было, много всего. Но тоже не в каждом, а примерно через журнал. Больше всего в этих вязания. Из-за этого и покупала.
А гобеленов в Эстонии много ткали — шерсти у них было завались. И пряжу пряли, и гобелены и сумки ткали.

Вот книга, которую я заказывала.
Автор — Мария Бохан.

К тому же я в одной из соцсетей познакомилась с автором этой книги!

Нашла в интернете ещё одну книгу по ткачеству:
на фотохостинг →

Искусство превращения растения в ткань

Начиная с каменного века (около 9 веков до нашей эры) первобытные люди, спасаясь от холода и непогоды, прикрывали свое тело шкурами животных. Постепенно заметили, что накидки можно изготовить, переплетая волокна, добытые из стеблей конопли, осоки, крапивы, льна или шерстинок животных.

Таким образом, рукотворные ткани получили повсеместное распространение. Постепенно производство тканей продолжало свое развитие, повышая при этом качество и разнообразие оформления полотен.

Волокно — тонкая не пряденная нить растительного, животного, химического или минерального происхождения.

Пряжа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон.

Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Крапивная кудель

А если собрать крапиву зимой и в первой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту. Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляют мелкие ветки и засохшие листья. Чтобы проверить качество полученной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в нескольких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.

Обминание

Обработку тресты начинают с обминания ее в специальных мялицах. От того, насколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. «Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой» — предупреждала крестьянская поговорка.

За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с одного из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания тресту слегка поворачивают и продвигают немного вперед. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.

Обминание тресты идет более споро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трехвальные мялки. Хотя работать на них можно и одному, вдвоем все же удобнее и быстрее. Один закладывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обтертые стебли, называемые повесмом.

Трепание

Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — её треплют специальной трепалкой (или трепалом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Нанося трепалкой по повесму частые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают. Обычно после такой обработки оставшиеся частицы кострики легко отслаиваются. Их остается только вытрясти, ударяя пучком повесма о круглую деревянную палку или ребро скамьи.

Читайте так же:
Переносной ящик для инструментов своими руками

Ошмыгивание

Особенно трудно отделяются от повесма вещества, находящиеся между волокнами в верхнем слое стебля. Их можно окончательно разрушить и удалить способом ошмыгивания.

Нужно взять в руки небольшой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга. Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчайшие пылевидные частицы.

Освобожденные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значительное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами.

Чесание

Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Для отделения длинных волокон от средних и коротких в старину использовали большие кленовые гребни, укрепленные на подставках. Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — маленькими гребенками и щетками, изготовленными из свиной щетины.

Сам процесс расчесывания и разглаживания мычека, или мочек, назывался мыканием. Он требовал большого терпения, усидчивости; надо было аккуратно расчесать и разгладить буквально каждую прядь волокон. Отсюда и пошли известные выражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные.

Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно расчесывать обычными металлическими и пластмассовыми гребенками, имеющимися в продаже. Прежде чем начать чесать, осторожно укладывают одну прядь к другой. Чесать начинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима. При этом на расческе остаются короткие волокнистые очески — изгребь. Волокна средней длины, вычесываемые волосяными щетками, назывались пачесями, а оставшиеся длинные волокна — кудель.

Пряжа на веретене

Веретено — и оберег, и волшебная палочка, и семейный предмет, который может переходить по женской линии. С его помощью можно чистить жилище, исцелять, ну и конечно же прясть. Прядение судьбы человеческой.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси, делали их из клёна, осины, берёзы и липы. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней замужние пряхи сидели за своей работой до полуночи.

Девушки же пряли на посиделках, стараясь выполнить объем работы, назначенный матерью. Разнообразили это монотонное занятие играми, пением и рассказами. В посиделках иногда участвовали и юноши. Их задачей было развлекать тружениц. А прядильщицы старались демонстрировать свои умения, ведь от уровня их профессионализма во многом зависел успех в замужестве.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года. Что же касается древних славян, то они пряли иным способом – на веретене.

Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный».

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой — вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюнкой.

Веретено у нас есть. Надо будет найти мастерицу и пройти мастер-класс.

Виды ткачества

Прядильно-ткацкие работы начинались осенью и заканчивались весной. Рукодельные работы делились на 2 периода. Первый начинался с Филиппова дня и продолжался до святок, а второй — со дня Авдотьи Плющихи. Во время первого периода женщины занимались прядением, а позже — ткачеством.

Крестьянки пряли и ткали ежедневно, за исключением праздников, понедельников, пятниц и суббот. На Руси верили, что нарушение запрета прясть и ткать в эти дни может повлечь за собой разные несчастья, например, болезни животных или людей. Крестьянки особенно строго соблюдали запрет работать в пятницу — в день Параскеевые Пятницы. Верили, что работа в этот день могла запорошить глаза.

Читайте так же:
Монтаж забора из сетки рабицы своими руками

Ткачество на бёрдышке

Бёрдышко — это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра. Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная.

Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.

Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Плетение «на ноге»

Ещё один вид «полутканья». Оно использовалось в детских играх в России, в Беларуси и Литве. Девочка надевала на каждый палец ноги по одной нитяной петле, затем соединяла их концы вместе и привязывала к своему поясу.

Начиная ткать, она пропускала уток через каждую нить основы, прибивая его рукой. Таким образом, уже с раннего детства в игре девочки постигали секреты мастерства и учились ткачеству.

Живой стан

«Живой стан» — уникальный способ «примитивного тканья». Пять женщин становились рядом, пять других — напротив них; одиннадцатая женщина руководила всем процессом ткачества и прокладывала уток, исполняя роль челнока.

Нити основы натягивались от одной группы женщин к другой и закреплялись на пальцах рук. Затем, по команде, одна группа поднимала руки вверх, и в образовавшийся зев прокладывался уток. После чего другая группа женщин поднимала руки, а первая — опускала, и в зев вновь прокладывался уток.

Ткацкие станки

Ткацкий станокмеханизм, служащий для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача.

Первые ткацкие станки появились в азиатских странах. Они были вертикальными. Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом – вдоль станка. Эти нити называются основой. Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу.

Другие нити, поперечные основным, которые мы до сих пор называем уточными, должны при помощи челнока переплетаться с нитями основы, образуя тканое полотно. Такое полотно получалось достаточно плотным, ровным и прочным, хотя сам процесс ткачества был весьма трудоемким и длительным.

Ткацкие станки распространились по всему миру и послужили развитию современной ткацкой промышленности.

Горизонтальный ткацкий станок по своей конструкции более сложен, чем вертикальный. Первые упоминания о нем относятся к 2 тыс. до н. э. и указывают на его существование в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, выполненные на стенах египетских гробниц.

Первые горизонтальные ткацкие станки были очень просты по своей конструкции и представляли собой параллельные бруски, закрепленные на вертикальных опорах. В процессе эволюции возникли многочисленные конструктивные вариации станка: появились накопители основы и ткани (передний и задний валы), педали-подножки и т. д.

Основное преимущество горизонтального станка — возможность вырабатывать длинные ткани. Кроме того, на таком станке можно создавать ткани различных структур. В средние века именно он стал основным типом европейского ткацкого станка.

В России XIX в. горизонтальные станки назывались «стан», «кросна», «верстат». Вертикальные и горизонтальные ткацкие станки продолжают использоваться и в современном текстильном искусстве.

Существует большое количество видов станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые.

Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой тканишерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, химических и минеральных.

ткацкий станок

Ткацкий станок состоит из ремизки, челнока и бёрда, навоя и валика.

Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева.

В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector