Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать зарядное устройство для АКБ своими руками

Как сделать зарядное устройство для АКБ своими руками?

Автолюбители, не меняющие машины каждые 2 года, рано или поздно сталкиваются с разрядкой аккумуляторной батареи. Это случается как по причине ее износа, так и по вине других элементов бортовой электросети. Чтобы и дальше эксплуатировать аккумулятор, нужно постоянно его подзаряжать. Вариантов здесь два: купить для этой цели прибор заводского изготовления либо собрать зарядное устройство (ЗУ) для автомобиля своими руками.

Кратко о заводских моделях зарядников

В торговой сети продается 3 вида приборов, предназначенных для восстановления источников питания авто:

  • импульсные;
  • автоматические;
  • трансформаторные зарядно-пусковые аппараты.

Первый тип ЗУ способен полностью заряжать батареи с помощью импульсов в двух режимах – сначала при постоянном напряжении, а потом – при неизменном токе. Это наиболее простые и доступные по цене изделия, пригодные для подзарядки всех типов автомобильных аккумуляторов. Автоматические модели устроены сложнее, зато не требуют присмотра в процессе работы. Невзирая на более высокую цену, подобные ЗУ – лучший выбор для водителя – новичка, поскольку благодаря системам защиты никогда не перегреют и не испортят батарею.

Автоматическое зарядное устройство

Недавно в продаже появились мобильные приборы, оснащенные собственным аккумулятором, передающим заряд автомобильному при необходимости. Но их тоже придется периодически заряжать от электросети 220 В.

Мощные трансформаторные аппараты, способные не только подзаряжать источник питания, но и вращать стартер машины, больше относятся к профессиональным установкам. Такой зарядник, хоть и обладает широкими возможностями, стоит немалых денег, поэтому рядовым пользователям малоинтересен.

Но как поступить, когда аккумулятор уже разрядился, зарядки дома еще нет, а завтра нужно ехать на работу? Разовый вариант – обратиться к соседям или знакомым за помощью, но лучше смастерить примитивное ЗУ своими руками.

Из чего должен состоять прибор?

Основными элементами любого заряжающего устройства являются:

  1. Преобразователь сетевого напряжения 220 В – катушка либо трансформатор. Его задача – обеспечить напряжение, приемлемое для подзарядки батареи, составляющее 12-15 В.
  2. Выпрямитель. Он превращает переменный ток бытовой электросети в постоянный, необходимый для восстановления заряда аккумулятора.
  3. Выключатель и предохранитель.
  4. Провода с клеммами.

Заводские аппараты дополнительно оснащаются приборами для измерения напряжения и тока, защитными элементами и таймерами. Самодельное зарядное устройство тоже можно усовершенствовать до уровня заводского при условии, что вы владеете познаниями в электротехнике. Если вам знакомы только азы, то в домашних условиях сможете собрать следующие примитивные конструкции:

  • зарядку из адаптера для ноутбука;
  • зарядник из деталей от старой бытовой техники.

Подзарядка с помощью адаптера для ноутбука

В устройствах для питания ноутбуков уже встроен преобразователь и выпрямитель. Вдобавок там есть элементы стабилизации и сглаживания выходного напряжения. Чтобы использовать их в качестве заряжающего прибора, следует проверить величину этого напряжения. Она должна составлять не менее 12 В, иначе автомобильный аккумулятор на зарядится.

Зарядник из адаптера для ноутбука

Для проверки необходимо вставить вилку адаптера в розетку и соединить плюсовую клемму вольтметра с контактом, находящимся внутри круглого штекера. Минусовый контакт расположен снаружи. Если вольтметр показал 12 В и более, то подключите адаптер к батарее следующим образом:

  1. Возьмите 2 медных провода, зачистите их концы и прикрепите к контактам штекера.
  2. «Минусовую» клемму аккумулятора присоедините к проводу от наружного контакта адаптера.
  3. Провод от внутреннего контакта подключите к «плюсовой» клемме.
  4. В разрыв «плюсового» провода поставьте маломощную автомобильную лампочку на 12 В, она послужит балластным сопротивлением.
  5. Откройте крышку батареи либо отвинтите пробки и включите адаптер в сеть.

Такая зарядка для аккумулятора автомобиля не способна восстановить полностью «севший» источник питания. Но если заряд был утрачен частично, то за несколько часов батарею удастся подзарядить, чтобы завести двигатель.

В качестве заряжающего устройства допускается применение других типов адаптеров, дающих на выходе напряжение 12-15 В.

Негативный момент: если внутри батареи замкнули «банки», то маломощный адаптер может быстро выйти из строя, а вы останетесь без машины и ноутбука. Поэтому стоит внимательно наблюдать за процессом первые полчаса и при перегреве немедленно отключить зарядку.

Сборка ЗУ из старых радиодеталей

Вариант с адаптерами не годится для постоянного применения, поскольку есть риск испортить приспособление, притом, что скорость зарядки довольно низкая. Более мощный и надежный зарядник получится из деталей старых телевизоров и ламповых радиоприемников, хотя для его изготовления придется потрудиться. Для сборки схемы понадобится:

  • силовой трансформатор, понижающий напряжение до 12—15 В;
  • диоды серий Д214…Д243 – 4 шт.;
  • конденсатор электролитический номиналом 1000 мкФ, рассчитанный на 25 В;
  • старый тумблер (220 В, 6 А) и гнездо для предохранителя на 1 А;
  • провода с разъемами типа «крокодил»;
  • подходящий металлический корпус.

Схема зарядного устройства для АКБ

Первым делом необходимо проверить напряжение на выходе трансформатора, подключив первичную (силовую) обмотку к электросети и снимая показания с концов других обмоток (их бывает несколько). Выбрав контакты с подходящим напряжением, остальные откусите либо заизолируйте.

Подойдет вариант с напряжением 24…30 В, если 12 В отсутствует. Его удастся снизить наполовину, изменив схему.

Самодельное зарядное устройство для аккумулятора собирайте в таком порядке:

  1. Установите трансформатор в металлический корпус, туда же поместите 4 диода, прикрученных гайками к листу гетинакса либо текстолита.
  2. К силовой обмотке трансформатора через выключатель и предохранитель подключите сетевой кабель.
  3. Спаяйте диодный мост по схеме и присоедините его проводами ко вторичной обмотке трансформатора.
  4. На выходе диодного моста поставьте конденсатор, соблюдая полярность.
  5. Подключите зарядные провода с «крокодилами».
Читайте так же:
Компрессоры воздушные 220в своими руками

Самодельное зарядное устройство в сборе

Для контроля напряжения и тока желательно установить в ЗУ показывающий амперметр и вольтметр. Первый включается в цепь последовательно, второй – параллельно. Впоследствии вы сможете усовершенствовать аппарат, добавив ручной регулятор напряжения, контрольную лампу и реле безопасности.

Если трансформатор выдает до 30 В, то вместо диодного моста поставьте 1 диод, подключенный последовательно. Он «выпрямит» переменный ток и уменьшит его вдвое – до 15 В.

Скорость зарядки аккумулятора самодельным аппаратом зависит от мощности трансформатора, но она будет намного выше, чем при подзарядке адаптером. Недостаток устройства, сделанного своими руками, заключается в отсутствии автоматики, отчего процесс придется контролировать, чтобы не выкипел электролит и батарея не перегрелась.

САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

В прошлом году мы рассматривали довольно хороший набор для самостоятельной сборки зарядного устройства к автомобильным, и не только, АКБ. Напомню, что в нём есть функция кнопочного выставления тока заряда и времени, а также предельного напряжения. Более подробно читайте здесь. В общем вполне достойная основа для универсальной зарядки на ток 0,1-10 ампер. И когда потребовалось собрать ЗУ к автомобилю друга — сразу приобрёл эту вещь.

САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ - плата

Готовая и настроенная плата на базе микроконтроллера PIC и цифрового светодиодного индикатора, требует от вас двух вещей — соответствующий трансформатор на 20 В 10 А и корпус. Качественный и удобный корпус. И то, и другое нашлось легко. Трансформатор применил всем известный ТС-180-2, а корпус нашёл заводской, от чего-то непонятного, но по размерам отлично подходящего — ещё и с удобной ручкой для переноски будущего зарядного.

Корпус с удобной ручкой для переноски будущего зарядного

Состояние было не очень, так что пришлось раскошелиться ещё на одну вещь — баллончик чёрной автомобильной краски. Зачистил коробку наждачкой, обезжирил — и на улицу.

баллончик чёрной автомобильной краски

Покрасилось неплохо, по крайней мере по сравнению с тем, что раньше было. Сделаем вид что не заметили потёки 🙂

Зачистил коробку наждачкой, обезжирил покрасил

Так, теперь переходим к самому приятному — раскочегариваем паяльник 🙂 Чтоб не перематывать трансформатор (а делать это думаю многим не хочется), поступил просто — накальную обмотку на 6,3 В 10 А разделил пополам, так как она образуется сдвоенным проводом на 2 мм. Теперь получилось 12,6 В 4,7 А. А где взять ещё 6 вольт? Из оставшихся накальных обмоток на 1,5 и 0,3 ампера, сложенных параллельно.

трансформатор тс180 для ЗУ

Конечно с таким трансформатором положенных по паспорту 10 А никак не получить, но для обычных автомобильных аккумуляторов это и не требуется. При стандартной ёмкости 50-60 А/ч, зарядный ток ставят на уровне 5 А. И учитывая запас по мощности, который у советских трансформаторов солидный, измеренный ток составил почти 5 ампер при 18-ти вольтах. Пойдёт.

Делаем ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ - корпус

Теперь дело техники — соединить между собой печатную плату, симистор, диодный мост и всякие кнопки-гнёзда. Диод крепим к металлу, как на радиатор. С симистором этот фокус не пройдёт — масса не на аноде, придётся ставить прокладку.

САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ - сборка

Ещё одна полезная особенность данной зарядки — возможность измерения напряжения на аккумуляторе НЕ заряжая его. А почему бы тогда не добавить маленькую модернизацию?

тумблер подключающий к АКБ мощный резистор

Поставил тумблер подключающий к АКБ мощный резистор 4 Ом 20 ватт. И теперь батарее можно устроить своеобразный тест-разряд током до 4-х ампер. В процессе которого понаблюдать за скоростью падения напряжения. Только не долго — резистор греется не слабо.

САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ - соединения

Окончательно собираем в корпус, закручиваем винты крышек, включаем в сеть 220 В, и радуемся результату. На тестовом свинцовом аккумуляторе всё работало как положено.

ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ своими руками

САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ - контроль тока

САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ - контроль напряжения

Подробно описывать алгоритм работы, и что какая циферка означает, не буду. В статье по ссылке выше есть инструкция. А мне остаётся попрощаться с вами, и пожелать не лениться, покупая готовые девайсы, а хоть иногда давать работу рукам и мозгам 🙂

Форум по обсуждению материала САМОДЕЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Пассивное охлаждение в радиоэлектронике — устройство и принцип работы тепловой трубки.

Современная беспроводная связь — эволюция приёмо-передающей аппаратуры и внедрение цифровой обработки данных.

Обзор готового модуля усилитель звуковой частоты на TDA7377 с модулем Bluetooth для беспроводной передачи аудиосигнала.

В нескольких схемах рассмотрим, можно ли параллельно включать стабилизаторы напряжения, микросхемы типа LM317 и аналогичные.

Как самостоятельно собрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Поддерживать аккумулятор в работоспособном состоянии помогает зарядное устройство. Не все модели зарядок доступны нашим автомобилистам, поэтому приходится искать варианты самодельных приспособлений. Существует несколько популярных вариантов конструкции, которые окажутся максимально продуктивными в работе и при этом достаточно экономными в изготовлении.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Требования к зарядке АКБ

Чтобы обеспечивать нормальную работу батареи, необходимо своими руками собрать универсальное зарядное устройство для аккумулятора, которое будет обладать такими параметрами:

  • ток на выходных контактах не менее 100 А;
  • полезная мощность аппарата выше 1200 Вт;
  • выдаваемое напряжение в пределах 14–16 В.
Читайте так же:
Самодельный прицеп для мотоблока нева

Именно на такие значения потребуется подбирать конструкцию. В противном случае готовый продукт не даст желаемого эффекта.

Значения указаны для легкового автомобиля. У него во время запуска двигателя для вращения стартера затрачивается единоразово энергия, генерируемая током до 200 А. После начала вращения коленвала необходимое потребление тока падает почти в два раза.

Варианты самодельных зарядных устройств для АКБ

Среди автомобилистов встречаются разные варианты самодельных аппаратов. Может быть простое зарядное для накопления тока, а может быть пуско-зардное устройство, которое применяется ещё и для прямого запуска стартера, а не только для подпитки батареи. Отличие бывает не только по выходным характеристикам, но и по внутреннему устройству:

  • работа на трансформаторе;
  • агрегат конденсаторного типа;
  • импульсное устройство.

Как самостоятельно собрать

Наиболее распространенным является зарядное устройство для АКБ из выпрямителя или с трансформатором внутри. Для него потребуются диоды стоамперные (В200, Д141, 2Д141, 2Д151), тиристоры (ТС185, Т15-80, Т15-100, Т161, Т125), транзисторы (КТ361 либо КТ3107), сопротивление не менее 1 Вт, выключатель свыше 6 А. Проводка подбирается сечением от 2,5 кв. мм, а также магнитопровод сечением более 37 см.

Для расчёта трансформатора используем пару формул. Т=30/S, где в знаменатели дроби площадь магнитопровода. Также поможет формула N=220*T. В итоге для первичной обмотки подойдёт 178 витков проводом с сечением 2 мм, а для вторичной – 13 витков шины из алюминия.

Зарядное самодельное устройство для старенького автомобильного аккумулятора, создать своими руками можно на импульсной основе. Элементарная база обязана генерировать токи более 100 А. Подойдёт микросхема IR2153. Потребуются мощные транзисторные ключи 20N60 с силой тока 90 А и максимальным напряжением до 500–550 В.

Если в гараже завалялся старенький ламповый телевизор, то из него можно изъять отличный блок, который легко переоборудовать под нужное для АКБ устройство. Важно, чтобы в порядке были трансформатор внутри и блок с выпрямителем. При расчётах рекомендуем подбирать комплектующие таким образом, чтобы выходная сила тока будущей зарядки составляла примерно 10% от значения ёмкости батареи. Например, для аккумуляторов на 60 А*ч стоит подбирать компоновку схемы, выдающую ток не ниже 6 А, а напряжение в пределах 13,8–14,5 В.

Зарядное устройство своими руками

В советских ламповых телевизорах стоят очень выносливые трансформаторы, параметры которых хорошо подходят для изготовления простого самодельного зарядного устройства для машины.

Некоторые мастера собирают зарядку из лампочки и полупроводникового диода. Однако реальный КПД такой схемы очень мал, а риск поражения током от подобной самоделки достаточно велик. Это связано с тем, что значительная часть потребляемой энергии будет уходить на нагрев лампы. При этом потребуется диод с обратным напряжением не менее 380 В. В этом варианте важно своевременно все выключить, в противном случае электролит закипит.

Какие ещё имеются варианты ЗУ для АКБ

Встречается вариант использования зарядки от ноутбука для АКБ. Если параметры блока питания в среднем 19 В и 4,8 А, то потребуется в схему включить лампу на 90 Вт. Её вставляют между минусовой клеммой и подходящим кабелем. Плюс контактирует напрямую. Достаточно 6–8 часов для АКБ в зависимости от степени разрядки батареи.

Варианты ЗУ для АКБ

Сломанная микроволновка сможет ещё послужить вам. Не стоит выбрасывать такой ценный аппарат на свалку. У вас всегда получится сделать з/у своими руками из микроволновой печи. Даже при сгоревшей вторичной обмотке трансформатора всё удастся восстановить, заменив её на новую. Потребуется провод сечением от 2 мм. Диодный мостик делаем из 1N4007.

Как заряжать аккумулятор от самодельного устройства

Чтобы процесс шел предсказуемо и передача тока происходила уверенно, рекомендуем воспользоваться заводскими «крокодилами». Они обеспечат надёжное крепление на клеммах и выходных контактах от зарядного устройства. Проверка осуществляется с помощью встроенного амперметра или при подключении мультиметра. Значения должны приближаться к минимуму.

Зарядные устройства для аккумулятора своими руками

Самодельные зарядные устройства для аккумуляторов обычно имеют очень простую конструкцию, а дополнительно к тому и повышенную надежность как раз ввиду простоты схемы. Еще один плюс от изготовления зарядки своими руками – относительная дешевизна комплектующих и как результат – невысокая себестоимость прибора.

Почему сборная конструкция лучше покупного

Почему самодельное ЗУ лучше?Основная задача подобной техники – поддерживать на требуемом уровне заряд аккумуляторной батареи автомобиля в случае необходимости. Если разрядка АКБ произошла рядом с домом, где есть нужное устройство, то проблем не возникнет. В противном случае, когда нет подходящей техники для питания аккумулятор, и средств тоже недостаточно, можно собрать прибор своими руками.

Необходимость использования вспомогательных средств для подпитки АКБ автомобиля обусловлена в первую очередь низкими температурами в холодное время года, когда наполовину разряженная аккумуляторная батарея представляет собой главную, а иногда и вовсе не разрешимую проблему, если только вовремя не подзарядить АКБ. Тогда самодельные зарядные устройства для питания автомобильных аккумуляторов станут спасением для пользователей, которые не планируют вкладываться в такую технику, по крайней мере, в данный момент.

Читайте так же:
Самодельная масса для сварочного аппарата

Принцип действия

До определенного уровня АКБ авто может получать питание от самого транспортного средства, а если точнее, от электрогенератора. После этого узла обычно устанавливается реле, ответственное за установку напряжения не более 14,1В. Чтобы аккумуляторная батарея зарядилась до предела, необходимо более высокое значение данного параметра – 14,4В. Соответственно, для реализации такой задачи как раз и применяются АКБ.

Основные узлы данного устройства – трансформатор и выпрямитель. В результате на выход подается постоянный ток с напряжением определенной величины (14,4В). Но почему наблюдается разбег с напряжением самой батареи – 12В? Это делается с целью обеспечения возможности зарядить АКБ, разряженной до уровня, когда значение данного параметра аккумулятора приравнивалось 12В. Если зарядка будет характеризоваться таким же по значению параметром, то в результате питание АКБ станет сложно выполнимой задачей.

Смотрим видео, самое простое устройство для заряда АКБ:

Но здесь есть нюанс: небольшое превышение уровня напряжения аккумуляторной батареи не является критичным, тогда как существенно завышенная величина этого параметра очень плохо скажется в дальнейшем на работоспособности АКБ. Принцип функционирования, которым отличается любое, даже самое простое зарядное устройство для питания автомобильного аккумулятора, заключается в повышении уровня сопротивления, что приведет к снижению зарядного тока.

Соответственно, чем больше значение напряжения (стремится к 12В), тем меньше ток. Для нормальной работы АКБ желательно устанавливать определенную величину тока заряда (порядка 10% от емкости). В спешке велик соблазн изменить значение этого параметра на большее, однако, это чревато негативными последствиями для самой аккумуляторной батареи.

Что потребуется для изготовления АКБ?

Основные элементы простой конструкции: диод и обогреватель. Если правильно (последовательно) подключить их к АКБ, можно добиться желаемого – аккумуляторная батарея будет заряжена через 10 часов. Но любителям экономить электроэнергию такое решение может не подойти, потому как расход в этом случае составит порядка 10 кВт. Работа полученного устройства характеризуется невысоким КПД.

Детали для ЗУ

Но для создания подходящей модификации придется несколько видоизменить отдельные элементы, в частности, трансформатор, мощность которого должна быть на уровне 200-300 Вт. При наличии старой техники, подойдет данная деталь из обычного лампового телевизора. Для организации системы вентиляции пригодится кулер, лучше всего, если он будет от компьютера.

Когда создается простое зарядное устройство для питания аккумулятора своими руками, в качестве основных элементов выступает еще транзистор и резистор. Чтобы наладить работу конструкции, понадобится компактный снаружи, но довольно вместительный корпус из металла, хороший вариант – короб от стабилизатора.

Схема простого зарядного устройства

В теории такого рода технику сможет собрать даже начинающий радиолюбитель, который ранее не сталкивался со сложными схемами.

Схема простого зарядного устройства

Основная трудность заключается в необходимости видоизменить трансформатор. При таком уровне мощности обмотки характеризуются невысокими показателями напряжения (6-7В), ток будет равен 10А. Обычно же требуется напряжение 12В или 24В, в зависимости от типоисполнения аккумуляторной батареи. Чтобы получить такие значения на выходе устройства, необходимо обеспечить параллельное соединение обмоток.

Поэтапная сборка

Самодельное зарядное устройство для питания аккумулятора автомобиля начинается с подготовки сердечника. Наматывание провода на обмотки выполняется с максимальным уплотнением, важно, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, и не оставалось просветов. Нельзя забывать и об изоляции, которая ставится с интервалом в 100 витков. Сечение провода первичной обмотки – 0,5 мм, вторичной – от 1,5 до 3,0 мм. Если учесть, что при частоте 50 Гц 4-5 витков могут обеспечить напряжение 1В, соответственно, для получения 18В требуется порядка 90 витков.

Далее, подбирается диод подходящей мощности, чтобы выдерживать подаваемые на него в будущем нагрузки. Лучший вариант – генераторный диод автомобиля. Чтобы исключить риск перегрева, необходимо обеспечить эффективную циркуляцию воздуха внутри корпуса такого прибора. Если короб не перфорирован, следует позаботиться об этом до начала сборки. Кулер необходимо подключить к выходу зарядного устройства. Основная его задача – охлаждение диода и обмотки трансформатора, что учитывается при выборе участка для установки.

Смотрим видео, подробная инструкция по изготовлению:

Схема простого зарядного устройства для питания автомобильного аккумулятора содержит еще и переменный резистор. Для нормального функционирования зарядки необходимо получить сопротивление на уровне 150 Ом и мощность 5 Вт. Более прочих соответствует этим требованиям модель резистора КУ202Н. Можно подобрать отличный от этого вариант, но его параметры должны быть сходными по значению с указанными. Задача резистора заключается в регулировке напряжения на выходе устройства. Модель транзистора КТ819 также является наилучшим вариантом из ряда аналогов.

Оценка эффективности, себестоимость

Как видно, если необходимо собрать самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, его схема более чем проста для реализации. Единственная трудность – компоновка всех элементов и установка их в корпус с последующим соединением. Но такую работу сложно назвать трудоемкой, а стоимость всех используемых деталей крайне мала.

Читайте так же:
Сани для мотоблока своими руками чертежи

Некоторые из деталей, а, быть может, и все наверняка найдутся у радиолюбителя дома, например, кулер от старого компьютера, трансформатор от лампового телевизора, старый корпус от стабилизатора. Что касается степени эффективности, то подобные устройства, собранные своими руками, не отличаются очень высоким КПД, однако, в результате все же справляются со своей задачей.

Смотрим видео, полезные советы специалиста:

Таким образом, крупных вложений в создание самодельной зарядки не требуется. Наоборот, все элементы стоят крайне мало, что выгодно оттеняет данное решение в сравнении с устройством, которое можно приобрести в готовом виде. Рассмотренная выше схема не отличается высокой эффективностью, но ее главный плюс – заряженный аккумулятор авто, хоть и спустя 10 часов. Можно усовершенствовать этот вариант или рассмотреть множество других, предлагаемых для реализации.

Варианты изготовления зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов своими руками

Эксплуатация автомобилей связана с необходимостью их периодического обслуживания и ремонта. Одним из важнейших компонентов любой машины выступает аккумулятор.

Самодельное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

В теории затрачиваемые ресурсы на запуск двигателя должны возобновляться за счёт работы генератора при движении машины или во время функционирования мотора на холостом ходу. Но на практике большинство водителей не проезжают достаточное расстояние, чтобы генератор успел восполнить недостающий заряд.

В итоге приходится пользоваться специальными зарядными устройствами. Их покупка – удовольствие не самое дешёвое. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, некоторые автомобилисты самостоятельно мастерят ЗУ. Причём для не которых устройств вовсе необязательно быть дипломированным электриком или профильным специалистом.

Какие требования предъявляют к зарядке

Прежде чем своими руками собрать зарядное устройство для аккумулятора, обычно расположенного под капотом автомобиля, нужно принять во внимание несколько требований, предъявляемых к зарядке источников питания.

Речь идёт о таких моментах:

  • зарядное устройство обязано выдавать стабильное напряжение с параметрами 14,4 В;
  • девайс должен работать автономно, то есть автовладельцу не требуется сидеть над аппаратом всю ночь, не смыкая глаз;
  • ЗУ должно отключаться, если подаваемое напряжение или сила тока превысит установленное нормальное значение;
  • необходимо наличие защиты от переполюсовки, не позволяющей ЗУ начать работать, если плюс ЗУ накинули на минус АКБ, а минус соединили с плюсом АКБ.

Переполюсовка – явление потенциально очень опасное, если это касается автомобильных аккумуляторов.

Если перепутать полярность при соединении ЗУ и АКБ, батарея может сильно закипеть и даже разорваться от внутреннего давления.

Да, если аккумулятор окажется лишь немного разряженным, переполюсовка ничего плохого не сделает. Но и рисковать тоже не стоит.

Современные зарядные устройства строго соответствуют всем этим требованиям. Вопрос теперь в том, можно ли воссоздать аналог заводского ЗУ своими руками, используя фактически подручные средства.

Самодельные ЗУ

Решение собрать самодельную зарядку для аккумуляторных батарей обычно продиктовано 2 основными причинами:

  • отсутствуют деньги на покупку заводского ЗУ, либо автомобилист банально не видит смысла в таких тратах;
  • есть желание попытаться собрать нечто подобное своими руками, спортивный или профессиональный интерес.

Самодельное зарядное устройство для АКБ

В обоих случаях нет существенных преград для того, чтобы приступить к изготовлению самодельного зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов своими руками.

Есть возможность собрать как простую, так и более сложную схему.

Наиболее популярными и востребованными среди автолюбителей являются такие ЗУ, собранные на основе:

  • лампочки и диода;
  • выпрямителя.

Это довольно простое, но достаточно эффективное зарядное устройство, которое точно подойдёт для обслуживания автомобильного аккумулятора. Чтобы собрать оба узла своими руками, специальное образование или большой опыт не потребуются.

Лампочка и диод

Если быть точнее, то зарядка собирается из лампочки, а также из полупроводникового диода.

Применять этот вариант ЗУ актуально, если аккумулятор сел и имеющегося заряда не хватает для запуска двигателя. В качестве постоянного зарядного устройства эта схема подходит не самым лучшим образом.

Но всё же именно за счёт быстрой сборки и способности запустить мотор она получила широкое распространение.

В состав схемы входят:

  1. Лампа накаливания. Подойдёт самая обычная лампочка, примерно на 100–150 Вт.
  2. Диод. Брать следует именно полупроводниковый диод. Он отличается тем, что проводит ток лишь в одном направлении. С его помощью переменное напряжение будет преобразовываться в постоянное. Диод должен выдержать довольно высокую нагрузку.
  3. Штекер, обеспечивающий подключение ЗУ к розетке.
  4. Провода с клеммами, так называемыми крокодилами, чтобы соединиться с АКБ.

Лампочка и диод

Принцип сборки схемы заключается в том, чтобы:

  • лампочку соединить с плюсом АКБ и в разрыв между ними подключить диод, а с другой стороны вывести на плюс штекера;
  • минус соединить со штекером;
  • изолировать все соединения и контакты;
  • включить ЗУ в розетку.

Чтобы исключить вероятность короткого замыкания, в цепь дополнительно подключают автоматический выключатель номиналом 10 А.

При условии, что используется лампочка на 100 Вт, ток заряда составит примерно 0,17 А. То есть на зарядку АКБ потребуется порядка 10 часов.

Важно учитывать, что таким ЗУ можно лишь подзарядить немного севшие батареи, которые сами не способны запустить мотор. Если у батареи глубокий разряд, эта схема не подойдёт.

Читайте так же:
Самодельные магнитные угольники для сварки

Выпрямитель

Ещё один пример простейшего ЗУ. Рассматриваемое зарядное устройство, предназначенное для АКБ, состоит в основном из выпрямителя.

Есть 2 главных компонента схемы. Это сам выпрямитель, а также преобразователь напряжения.

Самодельные ЗУ АКБ

Для зарядки можно использовать 3 вида выпрямителей. Они могут заряжать с помощью тока:

  • переменного;
  • постоянного;
  • ассиметричного.

Среди всех этих вариантов наиболее предпочтительным выглядит именно последний.

Для сборки ЗУ потребуется соответствующий вариант выпрямителя и хороший усилитель тока.

Конструктивно выпрямитель состоит из:

  • предохранителя;
  • мощного диода;
  • стабилитрона;
  • выключателя;
  • переменного резистора.

Собрать схему несложно.

Чтобы получить эффективное и работоспособное зарядное устройство, необходимо задействовать предохранитель, рассчитанный на ток до 1 А.

Сборка предусматривает выполнение таких рекомендаций:

  • подготовить предохранитель требуемого номинала;
  • найти трансформатор мощностью до 150 Вт с выходным напряжением около 21 В;
  • отыскать подходящий резистор типа МЛТ 2;
  • взять выпрямитель, рассчитанный на ток минимум 5 А;
  • усилитель можно собрать из 2 транзисторов типа КТ825;
  • чтобы улучшить охлаждение, при установке транзисторы устанавливают на радиаторы.

Сборку выполняют навесным методом. То есть нужна старая плата, предварительно очищенная от дорожек. На ней размещаются все компоненты и соединяются проводами.

Основным преимуществом рассматриваемой схемы считается возможность регулировки параметров выходящего тока для зарядки источников питания. Но есть и минус. Это необходимость поиска всех составляющих компонентов, а также повышенные требования к качеству и точности их установки и соединения между собой.

У этой схемы есть упрощённый аналог. В нём используют выпрямитель, трансформатор, а также лампочку на 12 В и 40 Вт. Суть схемы в том, чтобы выпрямитель и лапочку подключить к минусовой клемме АКБ, соединив их с трансформатором. А плюс от трансформатора идёт напрямую к положительной клемме аккумулятора.

Альтернативные виды самодельных ЗУ

Существует довольно много вариантов, как можно собрать своими руками работоспособное зарядное устройство для АКБ от автомобиля.

Причём многие схемы автолюбителю удавалось сделать самому. В дальнейшем это зарядное устройство неоднократно спасало жизнь автомобильного аккумулятора и продлевало срок его службы.

Одним из самых популярных самодельных ЗУ считается устройство, построенное на базе блока питания от компьютера.

Зарядное устройство для АКБ от машины часто делают своими руками, используя:

  • зарядку от ноутбука;
  • микроволновку;
  • конденсаторы.

Каждый вариант стоит рассмотреть отдельно.

Зарядка от ноутбука

Многие уже успешно оценили возможное использование зарядки от обычного ноутбука для реанимации АКБ.

Зарядка от ноутбука для аккумулятора авто

Такой вариант подойдёт, чтобы быстро и легко оживить севший источник питания. Причём нарушать целостность и разбирать само зарядное устройство от компьютера не придётся.

Схема состоит из таких компонентов:

  • зарядки от ноутбука с параметрами 19 В и примерно 5 А;
  • галогеновой лампочки на 90 Вт;
  • соединительных проводов;
  • зажимов.

Минус от зарядного устройства идёт непосредственного к минусу АКБ. А в разрыв плюсового провода между зарядкой и АКБ подключается резистор либо лампочка. Это нужно для того, чтобы ограничить поступающий ток заряда.

Микроволновка

Ещё можно собрать ЗУ своими руками, воспользовавшись компонентами из микроволновой печи либо иных аналогичных приборов.

От микроволновки требуется именно трансформаторный блок.

Суть создания зарядки заключается в следующем:

  • из старой ненужной микроволновки извлекается трансформаторный блок;
  • удаляется вторичная обмотка;
  • эту обмотку меняют на изолированный провод;
  • сечение провода должно быть более 2 мм²;
  • определяется требуемое количество витков.

Определить число витков несложно. Для этого потребуется провести небольшой эксперимент. Сначала наматывается 10 витков и измеряется выходное напряжение. Это оно будет 2 В, тогда для получения 14,4 В потребуется около 70 витков.

Микроволновка для зарядки аккумулятора авто

Параметры выходного напряжения непосредственно зависят от сечения применяемой проводки.

Чтобы реализовать схему, потребуется задействовать конденсатор довольно высокой мощности, а также диодный мост. Уже по желанию в цепь подключается амперметр.

Конденсаторы

Если с поисками трансформаторов возникли проблемы, никто не мешает реализовать бестрансформаторное аккумуляторное зарядное устройство.

Просто трансформатор следует заменить на конденсаторы, рассчитанные на напряжение около 250 В. В схеме должно присутствовать не меньше 4 конденсаторов, соединённых параллельно.

Параллельно конденсаторам также подключают в общую цепь светодиод и резистор. Резистор здесь нужен для того, чтобы гасить остаточное напряжение, когда ЗУ будет отключаться от сети.

Здесь же нужен диодный мост, предназначенный для работы с силой тока до 6 Ампер. В схеме мост будет располагаться сразу после конденсаторов, а к его выводам потребуется подключить проводку, соединяемую с АКБ.

Рекомендации по зарядке

Заряжать АКБ самодельными ЗУ необходимо:

  • соблюдая полярность;
  • сначала соединяя ЗУ с батареей, и только потом подключая в сеть на 220 В;
  • строго следуя правилам безопасности;
  • контролируя процесс зарядки.

Самодельные ЗУ могут использоваться в качестве временной замены. Но полноценно заменить заводские устройства для обслуживания аккумуляторов они не могут.

Все риски автомобилист берёт на себя. Потому любые последствия полностью под его ответственностью.

При отсутствии опыта и хотя бы базовых знаний, браться за сборку подобных схем не рекомендуется.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector