Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка изоляции кабеля мегаомметром

Проверка изоляции кабеля мегаомметром

измерение изоляции кабеля мегаомметром

Сопротивление изоляционного слоя кабеля один из самых главных параметров его работоспособности. Если вы купили кабель, и он у вас хранился некоторое время на складе, не думайте что изоляция его будет такой же, как и при покупке. Изоляция может ухудшаться как при неудовлетворительных условиях хранения, так и в процессе работы и монтажа. Для того, чтобы выявить все возможные проблемы и осуществляется проверка изоляции кабеля мегаомметром.

Причины плохой изоляции кабеля

Есть несколько факторов влияющих на изоляционные свойства кабелей:

  • ⚡атмосферные условия
    Зимой изоляция может внезапно улучшиться, т.к. имеющаяся внутри влага попросту превратится в лед.
  • ⚡процесс укладки кабеля
    Неосторожные движения при монтаже могут вызвать излом или повредить оболочку.
  • ⚡физический износ с течением времени
  • ⚡воздействие агрессивной среды
  • ⚡завышенное напряжение при эксплуатации

Для того чтобы вовремя выявить проблему с изоляцией, потребуется специальный прибор – мегаомметр. Данные приборы бывают старого образца (механические, где нужно вращать ручку):

мегаомметр М4100

и нового образца – электронные:

электронный мегаомметр Unit

Рассмотрим работу этих устройств.

Проверка изоляции кабеля мегаомметром производится только на отключенном и обесточенном оборудовании.

Мегаомметр способен выдать высокое напряжение (отдельные виды до 5000 Вольт), поэтому при работе с ним строго соблюдайте следующие правила:

  • ⚡работать с прибором имеет право персонал с 3-й группой по электробезопасности ⚡при испытании удалите всех посторонних от испытуемого кабеля
  • ⚡перед работой прибора внимательно осмотрите его корпус, провода и измерительные щупы. Они не должны иметь сколы, повреждения;
  • ⚡проводить замеры изоляции кабеля рекомендуется при положительных температурах
  • ⚡не прикасайтесь к проводам прибора при измерениях

Испытуемый кабель перед проверкой необходимо подготовить.

подготовка кабеля для измерения мегаомметром

Для этого:

  • ⚡проверяете отсутствие напряжения на жилах кабеля
  • ⚡на длинных кабелях может быть наведенное или остаточное напряжение
    Поэтому перед каждым замером, с помощью отдельного кусочка провода или переносного заземления, в диэлектрических перчатках необходимо коснуться жилы и заземленного корпуса или контура заземления, чтобы снять этот заряд;
  • ⚡отсоединяете кабель от подключенного оборудования.
    Это необходимо сделать, чтобы при проверке изоляции кабеля мегаомметром, в испытании участвовал только сам кабель, без того оборудования или автоматов к которым он подключен. Отключение необходимо выполнить с двух сторон кабеля. Иногда для ускорения работы этого не делают. Сначала проводят замер, и если он показал отрицательный результат, то только после этого откидывают жилы.

Перед проверкой изоляции кабеля мегаомметром, необходимо испытать на работоспособность сам аппарат.
Вот как это делается на мегаомметре М4100. Прибор имеет 2 шкалы: верхнюю для измерения в мегаомах и нижнюю для замеров в килоомах.

Для работы в мегаомах:

  • ⚡подключаете концы провода щупов к двум левым клеммам. Щупы должны быть разомкнуты;
  • ⚡вращаете ручку и смотрите показания стрелки. При исправности прибора она будет стремиться в левую сторону — к бесконечности;
  • ⚡замыкаете щупы между собой. При вращении ручки стрелка должна отклониться вправо до нуля.

Для работы в килоомах:

  • ⚡на 2 левые клеммы ставите между собой перемычку и один из концов подключаете туда. Второй конец подключается на правую крайнюю клемму. Щупы разомкнуты;
  • ⚡Вращаете ручку и смотрите показания. При исправности прибора стрелка отклоняется максимально вправо;
  • ⚡После замыкания щупов и вращении ручки, стрелка будет стремиться к нулю по нижней шкале (т.е. в левую сторону).

Работа с мегаомметром М4100

порядок работы с мегаомметром

Бытовые сети и домашние проводки достаточно испытывать напряжением 500 Вольт. Минимальное значение, которое должна показать проверка изоляции кабеля мегаомметром в этом случае — 0,5мОм.

В промышленных эл.сетях кабели испытываются мегаомметрами на 2500 Вольт. Сопротивление изоляции при этом должно быть не меньше 10 мОм.

Мегаомметр, что это такое и как им пользоваться?

Мегаомметр, что это такое и как им пользоваться?

Мегаомметр или мегомметр как правильно говорить? Такой вопрос возникает у многих. С точки зрения русского языка правильно мегомметр, без идущих друг за другом гласных. Но если посмотреть с профессиональной стороны, то правильно будет мегаомметр, «мега» приставка, показывающая диапазон измерения прибора на высоком напряжении, и «Ом» единица сопротивления, то есть то, что измеряет прибор, ведь не зря во многих рабочих журналах проверок средств защиты пишут именно мегаомметр. Слово «метр» означает измеряю.

Прибор используется для определения большого значения сопротивления, отключенных от электропитания, электрических цепей и диэлектриков, применяемых для изоляции кабельной продукции, изолированных проводов, двигателей, трансформаторных и электротехнических устройств, установок телекоммуникаций и прочих электрических машин.

Читайте так же:
Паяльник для пластиковых труб своими руками

Прибор также осуществляет измерительные действия по определению поверхностных и объемных сопротивлений изоляции, определяющей состояние безопасности установки.

Безопасное пользование мегаомметром

Пользоваться мегаомметром можно только согласно правилам техники безопасности, измерения могут производить только два квалифицированных специалиста один из которых должен иметь группу допуска по электробезопасности IV. Не подготовленный пользователь не может пользоваться прибором, это чревато поражением электрическим током.

Мегаомметр принцип работы и его схема

Работу c мегаомметром рассмотрим на примере самого распространенного прибора с маркировкой ЭС0202/2Г. Прибор произведенный еще в советское время, на Уманском приборостроительном заводе, мегаомметр получил распространение по территории всего Советского Союза и успешно работает в настоящее время. Надежность, неприхотливость, а что самое важное, точность измерений зарекомендовали этот прибор с положительной стороны. В России прибор под этой маркировкой производится в Белгороде и на многих других приборостроительных заводах.

Прибор предназначен для проведения измерений с большими величинами сопротивлений, и рекомендуется для проверки высоковольтного оборудования, рассчитанного на большую мощность, а также для силовых кабелей большого сечения или раскинутых на значительное расстояние.

Рис №1: Внешний вид мегаомметра

Рис №1: Внешний вид мегаомметра

Мегаоомметр этого типа относится к индукторным устройствам, работает за счет встроенного в конструкцию генератора, что позволяет прибору работать без постороннего источника питания, и без аккумуляторных батарей.

Принцип работы построен на использовании принципиальной схемы логарифмического измерительного устройства отношений. В измерительном процессе задействованы: электромеханический генератор напряжения, преобразователь и электронный измеритель.

Для работы рекомендуется использовать прерывистый режим, в котором 1 минута отводится на измерение, 2 минуты – пауза. При первом ознакомлении прибором внимательно изучите мегаомметр и инструкцию по эксплуатации.

Рис №2. Принципиальная схема мегаомметра ЭС0202/2Г

Рис №2. Принципиальная схема мегаомметра ЭС0202/2Г

Как проверить мегаомметр

Перед началом измерительных работ выполняется операция по проверке исправного состояния прибора и его поводков, для этого, провода, подсоединенные к прибору замыкают накоротко, и вращают ручку генератора, стрелка должна показать «0» короткое замыкание в положении переключателя «I». При проверке, во время замыкания проводов, нельзя касаться их голыми руками, можно получить удар током.

Как пользоваться мегаомметром или последовательность проведения измерительных работ:

  1. Присоединение мегаомметра к гнездам измерения сопротивления.
  2. Присоединение заземляющего проводника к гнезду экрана (кожуха).
  3. Установка переключателя в нужный предел проведения измерения, всего их два, чем выше мощность оборудования, тем больше диапазон измерения.
  4. Проверяем работу прибора замкнув измерительные щупы, одновременно вращая ручку.
  5. После присоединения измерительных шнуров вращаем ручку мегаомметра (генератора питания), скорость должна быть не менее 120 об в мин.
  6. Установление стрелки измерения в определенное положение является началом отчета измерения.
  7. Чтобы понизить время измерения сопротивления мегаомметром по II шкале гнезда сопротивления закорачиваем (перед началом замера) и вращаем ручку прибора примерно 5 сек.
  8. После применения мегаомметра переключатель устанавливаем в нейтральное положение.

Рис №3. Схема присоединения мегаомметра

Рис №3. Схема присоединения мегаомметра

Допустимая погрешность в работе мегаомметра составляет 0,05 Мом +-15%. Предел дополнительной погрешности связанный с наличием в цепи измерения токов с промышленной частотой в виде помех, составляет около 500 мкА. Прибор может эксплуатироваться при температуре в границах от 30 до +50 о С. На зажимах присутствует измерительное напряжение мегаомметра от 500 до 2500В, в зависимости от диапазона используемого измерения, поэтому по окончании измерения необходимо разрядить генератор, касаясь измерительными щупами «земли» или закоротить их на секунду, между собой, до электрического разряда.

Современные мегаомметры

В настоящее время наряду с традиционными, но все еще работоспособными и надежными мегаомметрами, используются электронные аналоговые и цифровые приборы. Они имеют источники тока, это аккумуляторы или гальванические батареи. Использование цифрового табло позволяет более точно проводить измерения и фиксировать их. Многие модели оснащаются немало важными функциями такими как, например: автоматическое определение коэффициентов абсорбции и поляризации. Кроме этого, для большего удобства эксплуатации они конструируются с возможностью подсветки экрана, и сохранения измеренных показаний в память прибора с последующей передачей на компьютер, для отслеживания динамики измерений.

Например, цифровой мегаомметр ЦС202-2 может фиксировать в своей памяти до 10 последних измерений. Кроме измерения изоляции, им можно автоматически выполнить определение коэффициента абсорбции. Диапазон замера этим прибором равен от 0 до 200 ГОм.

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок девятый

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок девятый

Сегодня продолжим разговор о диагностических инструментах, без которых ремонт гибридных автомобилей крайне затруднителен или практически невозможен. Прошлое занятие закончили знакомством со стендом для диагностики форсунок. Решили следующее: «Их сейчас выпускается огромное количество. Каждый уважающий себя производитель, занимающийся выпуском автомобильного оборудования, представляет на рынке свою модель стенда. Большого отличия между ними нет. Вся разница заключается в надежности оборудования и в величине создаваемого давления. Если у вас небольшой гаражный сервис, то вам достаточно будет недорогого китайского прибора».

Читайте так же:
Обратный молоток для рихтовки своими руками

Перейдем к следующему инструменту, без которого ремонт гибридных машин просто невозможен. Называется он мегаомметр (ударение на последнем слоге). По поводу названия этого прибора в Интернете идет много споров. Чаще всего в гаражных мастерских и автосервисах его называют мегометр (с ударением на втором слоге). Причем очень часто такое название можно услышать и от настоящих асов автомобильного мастерства.

И действительно, раньше этот прибор назывался мегомметром. Сейчас, после введения ГОСТ 2.105, называть его мегомметром в разговорной речи можно, а вот в документах (заказ-наряде, заключении технической экспертизы и т. д.) называть его следует только «мегаомметром», так как согласно названному ГОСТу «в документах не допускается применение оборотов разговорной речи, техницизмов и произвольных словообразований».

С названием прибора разобрались, теперь поговорим о его назначении и устройстве. Мегаомметр предназначен для измерения больших значений сопротивлений. Многие механики задают мне вопрос: зачем он нужен, когда у меня есть тестер («цешка», «мультик») и т. д., которые измеряют сопротивление до 2 мОм?

Отвечаю. При ремонте гибридных машин очень часто требуется делать замеры объектов с сопротивлением не в единицы мОм, а в десятки или сотни мОм. Сегодня мы с вами на конкретном примере воспользуемся этим инструментом для поиска очень сложной неисправности. А пока разберемся в устройстве прибора.

В отличие от омметра («цешки»), мегаомметр сам генерирует электрический ток. Причем с достаточно высоким напряжением (до 2500 В). В древних приборах для этого использовался встроенный механический генератор. Чтобы прибор создал необходимое для работы напряжение, приходилось крутить ручку динамомашины. Это было не очень удобно, да и точность измерения от этого сильно плавала. Современные такие приборы полностью электронные. В них для работы используются встроенные источники питания (аккумуляторы или батареи).

Есть еще более продвинутые приборы. Они называются гигаомметры. Их предел измерений значительно выше, чем у мегаомметров. У себя в «Гибрид-сервисе» мы используем гигаомметр китайского производства. Это не очень дорогой прибор, но очень функциональный (фото 1). Чем он особенно хорош? В первую очередь тем, что он автоматически проверяет, нет ли короткого замыкания в проверяемом объекте. Он, постепенно повышая напряжение от 250 до 2500 В, не может сам выйти из строя. Выставить надо только максимальный уровень подаваемого напряжения.

Фото 1. Гигаомметр MASTECH MS5205Фото 1. Гигаомметр MASTECH MS5205

Если вы не знаете номинальное рабочее напряжение проверяемой обмотки или изоляции, то воспользуйтесь ремонтным мануалом, где обязательно указано номинальное напряжение обмотки. Если нет мануа­ла, то начинайте проверку всегда с небольшого напряжения, чтобы исключить повреждение изоляции или прибора. При проверке обмоток с напряжением до 500 В не выставляйте прибор на 1000 или 2500 В! Еще при работе с прибором очень важно, какова влажность изоляции, так как существует вероятность повредить исправную, но влажную изоляцию при проверке прибором. Сопротивление изоляции может изменяться от влажности и температуры.

Для определения степени увлажненности изоляции и ее старения применяется коэффициент абсорбции и поляризации. Он рассчитывается довольно просто: измерение сопротивления производится в течение одной минуты. За это время мы дважды записываем показания прибора: через 15 секунд после начала измерений и через 60 секунд после начала измерений. Затем сравниваем их. При сухой изоляции показания будут отличаться примерно в 2 раза. Если же изоляция влажная, то эти показатели будут приблизительно равны.

Теперь давайте применим эти знания на практике. У нас очень кстати недавно в сервис пришел в ремонт автомобиль Lexus RX400H 2008 года выпуска. История его такова. Прибыл он на эвакуаторе из Башкирии. Неисправность, со слов хозяина, проявляется так: во время движения на приборной панели загораются контрольные лампы неисправности гибридной системы, и автомобиль глохнет.

Читайте так же:
Стамески для резьбы по дереву своими руками

После скидывания минусовой клеммы вспомогательного аккумулятора автомобиль заводится и какое-то время ездит, потом все повторяется. Причем если раньше это было раз в месяц, то теперь практически ежедневно. Владелец обратился в один из дилерских центров Lexus, где ему сделали диагностику и приговорили к замене инвертор. Стоимость работ в заказ-наряде превысила 340 тыс. руб. У владельца машины закрались сомнения в правильности диагноза, поставленного официалами. И он решил привезти автомобиль к нам.

С чего начинаем работу? Правильно! Сначала подключаем сканер и, переведя автомобиль в сервисный режим, считываем все ошибки и все текущие показания со всех систем. Ошибок много, как по двигателю, так и по АБС и по гибридной системе. Но в данный момент нас интересует только одна: Р0АА6. Эта ошибка расшифровывается как неисправность изоляции высоковольтной системы. Но где искать утечку тока в высоковольтной системе этого автомобиля?

В Лексус-центре посчитали, что проблема находится в инверторе автомобиля, и приговорили его (инвертор) на замену. Но, как мы писали выше, инвертор – это совсем не дешевая деталь автомобиля и нам, прежде чем приобретать такой новый агрегат, следует обязательно убедиться, что виноват именно он. Начнем с того, что считаем сканером подкод неисправности, который поможет нам хоть немного локализовать поиск этой неисправности. Сканер показал, что подкод имеет номер 526.

Обратимся к дилерскому мануалу. Он (мануал) по этому поводу «говорит» нам, что неисправность (нарушение изоляции высоковольтной системы) находится в следующих возможных местах: гибридная трансмиссия; инвертор в сборе; жгут проводов рамы № 3; жгут проводов двигателя № 4; реле «HV» в сборе; жгут проводов кондиционера; компрессор кондиционера; задний электродвигатель (MGR); ответная часть сервисной перемычки; высоковольтная батарея; провода № 1 и № 2 высоковольтной батареи; инвертор усилителя рулевого управления; блок управления высоковольтной батареи. То есть мы видим 13 различных мест, где может быть нарушена изоляция и высокое напряжение уходит на корпус.

Далее идет описание процесса поиска этой неисправности более чем на 80 листах. Если мы будем следовать мануалу, то неисправность в лучшем случае мы найдем через месяц упорной работы. Диагносты официального дилерского центра решили, видимо, особо с этим не заморачиваться и сделали вывод, что неисправен инвертор. Почему именно инвертор? Об этом остается только догадываться…

Мы же, чтобы не распыляться на проверку всех компонентов, что делаем? Правильно! Смотрим по сканеру «замороженные параметры», т. е. те параметры, которые считывались блоком управления гибридной системы во время появления ошибки! И что мы там видим? А то, что температура MG1 в это время была около 186°! О чем это говорит? О том, что либо неисправен температурный датчик мотор-генератора, что бывает крайне редко, либо в обмотке мотор-генератора имеется короткое замыкание, которое и вызывает перегрев агрегата.

Как это проверить? Вот тут нам и понадобится наш гигаомметр! При этом практически никаких трудозатрат не требуется. То есть не надо снимать ни инвертор, ни коробку. Достаточно снять дворники, жабо и крышку инвертора. Далее мы откручиваем от инвертора силовые провода MG1 и MG2 и начинаем проверку. И хотя у нас нет ошибки по MG2, первой прозваниваем обмотку тягового мотор-генератора.

Она работает при больших токах и нагрузках и гораздо чаще выходит из строя. Устанавливаем на приборе диапазон проверки в 250 В (в левом нижнем углу прибора это видно на фото). Начинаем замеры. Через минуту имеем такие показатели (фото 2). Как видим, при подаче напряжения на фазу «W» в 260 В мы имеем сопротивление изоляции обмотки на корпусе более 260 мОм! Это не просто хорошо, а отлично! (Совпадение цифр 260 В и 260 мОм в данном случае простая случайность.) Проверка фаз «V» и «W» дает точно такие же результаты (фото 3).

Фото 2. Начинаем замерыФото 2. Начинаем замеры

То есть обмотки MG2 в полной исправности. Переходим к проверке обмоток MG1. Именно в нем мы видели на сканере повышенную температуру. Разъемы силовых проводов находятся чуть глубже, поэтому их не так хорошо видно на фото. Проверяем обмотку фазы «W» и… (фото 4). Как видите, при установленном диапазоне проверки в 250 В прибор поднял проверочное напряжение только до 64 В!

Читайте так же:
Вискозиметр своими руками из шприца

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы увидеть, что изоляция пробита! Прибор зафиксировал сопротивление обмотки всего 0,02 мОм. Это практически короткое замыкание. И если бы в приборе не было функции автоматического увеличения проверочного напряжения, то мы бы сожгли его. Но умный гигаомметр, увидев, что сопротивления изоляции практически нет, прекратил подачу и увеличение напряжения.

Все! Мы с вами нашли неисправность в этом автомобиле! И кроется она совсем не в инверторе, а в коробке. Проверяем две оставшиеся фазы, и видим, что они так же коротят на корпус. Все те же 0,02 мОм, но напряжение в этом случае было подано на 2 В больше (фото 5). Дальше уже, как говорится «дело техники», вернее слесарей. Снимаем коробку и извлекаем из нее обмотку MG1 (фото 6).

Никаких видимых повреждений на ней не видно. При сгорании обмотки в тяговом мотор-генераторе обычно сразу видны обуглившиеся сектора обмотки. Но не зря на фото на мотор-генератор мы положили круглую металлическую пластину! Она здесь лишняя. В исправном мотор-генераторе эта пластина приклеена к ротору. А тут она снялась отдельно. И на внутренней части ее хорошо видно, что она немало об этот ротор потерлась, после того как отклеилась от него (фото 7).

Но не это самое страшное. Своей наружной частью эта пластина повредила обмотки статора. Посмотрите внимательно на фото 8. Ничего не замечаете? Давайте рассмотрим пристальнее, т. е. увеличим объект (фото 9). Вот тут уже хорошо видны места, где пластина задевала обмотку статора. Еще один снимок (фото 10). Давайте для наглядности прозвоним гигаомметром эту же обмотку в снятом виде на столе (фото 11). На приборе видим 0,03 мОм. Но что еще интересного в этом случае нам удалось увидеть? Посмотрите на следующий кадр. На нем видно, как замыкает (искрит) обмотка MG(мотор/генератора) (фото 12).

Вот мы и нашли неисправность в натуральном, так сказать, виде.Устранение ее никаких проблем не вызывает: просто меняется обмотка статора. В нашем же случае – еще и ротор. Но на саму неисправность мы должны смотреть немного шире, чем обычные граждане – не ремонтники. То есть мы не просто обязаны найти неисправность и устранить ее, а еще и установить ПРИЧИНУ ПОЯВЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ!

А она в данном случае банальна: отклеилась пластина ротора… Но почему она отклеилась? Ответ увидите на следующем снимке (фото 13). В этой полуторалитровой бутылке находится то, что мы слили из коробки… Назвать эту бурду даже «нигролом» (как любят называть старое грязное масло диагносты) язык не поворачивается. Это намного хуже. И обратите внимание на объем так называемого «масла». Вместо 4 литров из коробки удалось нацедить едва ли литра полтора.

Перегрев коробки из-за недостаточного количества масла и из-за его состояния является основной причиной выхода из строя ответственного агрегата автомобиля! В дилерском центре (а хозяин покупал автомобиль в дилерском центре и обслуживал его только там же) ему объяснили, что масло в коробку заливается на заводе один раз на весь срок эксплуатации автомобиля и замене не подлежит (?!). Но, увы, на Земле не бывает ничего вечного, включая волшебное масло. За 180 тыс. км пробега даже самая надежная планетарная коробка Lexys выходит из строя. Но сейчас не об этом…

Сегодня мы на конкретном примере (на автомобиле) рассмотрели, как с помощью мегаомметра можно без особых усилий найти, а затем устранить такую сложную неисправность на гибридных автомобилях, как утечка токов.

На следующем уроке рассмотрим такой интересный прибор, как нагрузочный аппарат для проверки высоковольтной батареи. Без него ремонтировать и диагностировать высоковольтную батарею на гибридах просто невозможно!

Измерения мегаомметром

мегаомметр

Сегодня поговорим об еще одном полезном приборе, который используется для замера сопротивления изоляции, преимущественно больших значений, ремонте кабельных линий. Он называется мегаомметр, также, возможно, вам встретится наименование «мегомметр», это название не является официальным, скорей жаргонным, но достаточно широко используется также. По ГОСТу в официальных документах его использовать не допустимо. Чаще всего прибор используется для замера сопротивления изоляции разнообразных кабелей. При его помощи можно измерить сопротивление не только кабелей, но и трансформаторов, обмоток, разнообразных разъемов, проверки электроинструментов и многого другого.

Читайте так же:
Мраморная плита своими руками

Наверное, у вас справедливо возник вопрос о том, в чем отличие прибора от более привычного омметра. Мегаомметром производятся измерения при высоких показателях напряжения, от ста до 2500 вольт, которое прибор сам и генерирует.

Если мы обратимся к строению прибора, увидим, что он состоит из двух основных частей: это источник для тока постоянной величины и схема для измерения напряжения. При этом прибор является портативным. Надо сказать, что для различных целей используются мегаомметры, производящие различные показатели напряжения. Так, если посмотреть, каким мегаомметром производится измерение сопротивления изоляции, для этого лучше подойдет мегаомметр на напряжение в 2500 вольт.

Но вернемся к устройству прибора. Для наглядности его можно посмотреть на схеме ниже.

г – это сопротивления, Г — генератор постоянного тока, И — измеритель, П — переключатель пределов измерения, 3, Л, Э — зажимы «земля», «линия», «экран»; 5 — противодействующая рамка; 6 — рабочая рамка.

А теперь давайте посмотрим, каким образом оформляются и производятся измерения мегаомметром.

Во-первых, в правилах по охране труда при экплуатации электроустановок прописано, что производить измерения этим прибором могут только специально обученные сотрудники, работающие электриками. Если напряжение превышает тысячу вольт, для проведения замера необходимо оформить специальный наряд. При меньших величинах напряжения допустимо проводить измерения в рамках текущих эксплуатационных работ.

При замере мегаомметром сопротивления токоведущие части должны быть отключены и заземлены. После подключения мегаомметра заземление можно снять.

Также правила в обязательном порядке прописывают использование диэлектрических перчаток при измерении сопротивления мегаомметром. Когда вы подключатете мегаомметр к токоведущим частям, прикасаться к ним запрещается. После проведения замеров их нужно на короткое время заземлить для снятия остаточного заряда. Все результаты измерений фиксируются в специальном журнале, его пример можно найти ниже.

Журнала учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям для работ в электроустановках

Какие еще моменты стоит учесть при порядке работы с мегаомметром?

Прежде всего, стоит помнить, что данные по сопротивлению изоляции не являются неизменными. Дело в том, что на них существенное влияние оказывают температура и влажность в момент замера.

Напряжение мегаомметра следует выбирать в соответствии с номинальным напряжением обмотки. Так, например, если номинальное напряжение обмотки менее 500 в, следует выбрать прибор на 500 в. Для напряжения обмотки менее трех тысяч вольт – 1000 вольт, а для более высокого напряжение – прибор на 2500 вольт.

Для того, чтобы определить степень увлажненности изоляции, показатели записываются в динамике: на пятнадцатой секунде измерения и через минуту после начала замера. На основе отношения этих двух показателей рассчитывают так называемый коэффициент абсорбции. Если влажность изоляции высокая, коэффициент будет равен единице. Если низкая – два значения будут отличаться на 35-50%.

Перед началом замеров при помощи мегаомметра обратите внимание на исправность прибора. Так, стрелка должна показывать на отметку «бесконечность». Если это не так, прибор стоит дополнительно проверить перед началом измерений. Также внимательно осмотрите провода для соединения. Они должны быть достаточно длинными, гибкими и хорошо заизолированными. Если провода не изолированы, а используется оплетка, этот прибор считается не очень качественным, так как такие провода легко подвергаются воздействию влажности. Ну и конечно, сам мегаомметр должен быть сухим и с чистой поверхностью.
Не забывайте убедиться перед началом измерения в том, что установка обесточена (кстати, если когда вы устанавливаете мегаомметр, стрелка двинулась, это сигнал об опасности, значит, напряжение остается).
Также обратите внимание на то, что чаще всего в измерениях участвуют два человека, имеющие соответствующие допуски.

Как же производится само измерение? Для этого рукоятку привода прибора поворачивают с равномерной скоростью (она должна составлять примерно 120 оборотов в минуту, для получения более достоверных показаний лучше использовать специальный автоматический привод, а не поворачивать вручную). И в нужные моменты – на пятнадцатой секунде и после 1 минуты – смотрят показания стрелки прибора.
В некоторых случаях такие показания снимаются два раза. Но для этого необходимо полностью снова разрядить установки, чтобы избежать завышенных значений. Для этого установку нужно заземлить не меньше, чем на две минуты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector