Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эдисон изобрел фонограф когда работал над телефоном и телеграфом

Эдисон изобрел фонограф когда работал над телефоном и телеграфом

Как утверждал его создатель Томас Эдисон, устройство может использоваться и в самых разных целях — для диктовки и запись писем, не прибегая к помощи стенографистов, быть Говорящей книгой, которая будет читаться для слепых людей, воспроизводить музыку, быть часами, оповещающими о времени обеда, а также служить в образовательных целях. Например, записывать материал, данный учителем, так, что ученик всегда сможет обратиться к к этому материалу.

Ведущим демонстрации фонографа был сотрудник изобретателя, один из пионеров телефонии, разработчик первой в мире телефонной станции на два десятка абонентов, венгерский инженер Тивадар Пушкаш, которого выступить в Академии пригласил страстный почитатель Эдисона — известный физик Теодор дю Монсель.

Пушкаш показал уважаемому научному сообществу, как при воспроизведении записи звука игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук.

Всё сначала шло гладко, но оказалось, что не все светила французской науки адекватно восприняли «говорящую машину». На демонстрации произошел курьёзный случай: когда из коробки раздался голос, профессор-филолог Жан Буйяр вскочил со своего места и, подбежав к бедняге Монселю, принялся яростно его душить, приговаривая: «Негодяй! Вы думаете, мы позволим чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?».

Фонограф был изобретен в результате работы Томаса Эдисона над двумя другими изобретениями: телефоном и телеграфом. Учёный экспериментировал с мембраной, оснащенной небольшим прессом, удерживаемой над быстродвижущейся бумагой, покрытой парафином. Вибрации, создаваемые голосом, оставляли отметки на бумаге.

Эдисон отнес свое новое изобретение в офис Scientific American в Нью-Йорке и продемонстрировал его работу. В выпуске от 22 декабря 1877 года была статья: «Мистер Томас Эдисон недавно пришел в наш офис, поставил маленькое устройство на наш стол, повернул рукоятку, и устройство поинтересовалось нашим здоровьем, спросило, понравился ли нам фонограф, рассказало о своих преимуществах, и любезно пожелало нам доброй ночи». Устройство вызвало большой интерес, и о нем рассказали в нескольких газетах Нью-Йорка, а позже и в других американских газетах и журналах.

24 января 1878 года Эдисон основал компанию «Говорящий фонограф Эдисона» и зарабатывал деньги, демонстрируя фонограф людям. Эдисон заработал 10 тысяч долларов, продав права на изготовление, а также получал 20% с продаж. Новинка возымела невероятный успех, но работать с устройством могли только эксперты, а фольги хватало всего на несколько воспроизведений.

Затем Эдисон оставил работу над фонографом, и его улучшением занялись другие изобретатели. Они меняли детали. Например, оловянную фольгу — на воск, а неподвижную иглу самописца — на подвижное перо, которое рассекало воск, вместо того, чтобы продавливать канавки на фольге.

У истоков звукозаписи

Глава из книги «Техника в её историческом развитии», 1982 г.

Идея создания устройства, позволяющего записывать и воспроизводить звук, привлекала интерес многих ученых и изобретателей.

В 1770 г. Российской академией наук был объявлен специальный конкурс, целью которого было поощрение создания аппарата для воспроизведения звука человеческой речи. Премию получил Христиан Кратценгатейн, построивший аппарат, включающий в себя набор органных труб с различными насадками. Впоследствии была создана целая серия «говорящих машин» («аутофонов»).

Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 г. Леоном Скоттом. Однако его «фоноавтограф» предназначался для регистрации звуков с целью изучения форм их колебаний, а не для их воспроизведения, поэтому звуки записывали иглой на поверхности вращающегося цилиндра, покрытой однородным слоем сажи. В этом слое игла, связанная с диафрагмой, прочерчивала линии, по форме соответствующие воздействующим на диафрагму звуковым колебаниям.

Впоследствии фоноавтограф был усовершенствован Кенигом, который придал рупору форму параболоида. Такое изменение формы звуковоспринимающей части прибора обеспечивало эффективную запись звуков от различных тел. Наряду с записью шумов и звуков музыкальных инструментов Скотт пытался в отдельных случаях записывать человеческую речь.

Главной особенностью описанных приборов, относящихся к этапу предыстории звукозаписи, было то, что сделанная ими запись звуков могла быть пригодна лишь для ее анализа, но не для воспроизведения.

Принцип обратимости звукозаписи, на котором базировалось все дальнейшее развитие этой отрасли техники, впервые сформулировал Шарль Кро в своем письме Французской академии наук 30 апреля 1877 г. Кро ясно обосновал принцип записи звука на цилиндр (валик) и на диск для последующего воспроизведения, однако не сделал никаких шагов для практической реализации своих идей.

Т. А. Эдисоном

Первый практически пригодный звукозаписывающий аппарат был построен Т. А. Эдисоном в 1877 г., тогда он получил английский патент на это изобретение. Эдисон собственноручно набросал эскиз своего первого звукозаписывающего аппарата. В другом английском патенте Эдисона, заявленном в апреле 1878г., этот прибор был впервые назван фонографом.

Эдисон не ставил перед собой специальной задачи построить говорящий аппарат. Он пришел к этой идее в результате наблюдений, сделанных при работе в области проводной связи.

Первый фонограф был очень несовершенным прибором: качество звуковоспроизведения было весьма низким, громкость мала, а материал звуконосителя (фольги) не обеспечивал устойчивости записи, в результате чего уже через несколько повторных воспроизведений звук становился совершенно неразборчивым. Тем не менее изобретением фонографа была решена задача записи и воспроизведения звука.

Читайте так же:
Электроконтактный термометр схема подключения

Эдисон постоянно думал об усовершенствовании своего фонографа. В 1878 г. он организует специальную фирму по производству фонографов «Edison Speaking Phonograph Company» и в том же году устраивает выставку этих аппаратов.

В целях популяризации фонографа Т. А. Эдисон опубликовал в мае и июне 1878 г. статью в «North American Review», содержавшую перечень возможных применений этого прибора:

1) диктовка писем без применения стенографии;
2) издание фонографических «книг» для лиц, потерявших зрение или слепых от рождения;
3) изучение ораторского искусства;
4) воспроизведение музыки;
5) запись семенных выступлений, воспоминаний, голосов родных и т. п.;
6) изготовление музыкальных шкатулок и игрушек;
7) говорящие часы, подающие членораздельные словесные сигналы;
8) правильная передача фонетики иностранных языков;
9) для педагогических целей: повторение объяснений учителя и т. п.;
10) сочетание с телефоном — для записи передачи при отсутствии вызванного абонента, для регистрации и других задач связи.

Т. А. Эдисон рассчитывал на большое будущее своего изобретения и деятельно работал над его усовершенствованием. В том же 1878 г. изобретатель улучшил мембрану. Пишущее острие было укреплено на особой пружине, которая демпфировалась двумя сжатыми каучуковыми трубками. Этим устранялось вредное влияние бокового усилия, действующего на острие при вращении валика.

В 1879 г. Ламбриго впервые применил воск для изготовления валиков фонографа. В том же году Делешно предложил применять резание вместо выдавливания звуковой канавки, что имело большое принципиальное значение.

Первое описание фонографа в России появилось в газете «Северный вестник». № 33 за 1878 г., а более подробное — в февральском и июньском номерах ежемесячного научно-популярного журнала «Свет» за 1878 г. Первая демонстрация этого прибора состоялась в 1879 г. в Москве, в Музее прикладных знаний (ныне Политехническом музее) в присутствии А. Г. Столетова, И. Ф. Усагина и некоторых других ученых. Фонограф воспроизвел приветствие Томаса Эдисона к жителям Москвы. В дальнейшем фонограф начали применять и для научных целей. Знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай использовал его для записи речи туземцев во время своего пребывания на Новой Гвинее. Л. И. Толстой и А. П. Чехов неоднократно пользовались фонографом для записи отдельных отрывков из своих произведений. Некоторые из этих записей сохранились до наших дней.

В мае 1880 г. А. Г. Белл и Ч. С. Тэйнтер получили патент на графофон. Для вращения цилиндра с постоянной скоростью они приспособили электродвигатель, что, естественно, было гораздо целесообразнее, чем вращение от руки в фонографе Эдисона. Оба эти изобретателя полностью признавали за Эдисоном приоритет изобретения говорящей машины, а свою работу рассматривали как усовершенствование фонографа и развитие идей Эдисона. В конце XIX в. после появления кинематографа Эдисон использовал фонограф для звукового сопровождения при демонстрации кинофильмов. Несмотря на относительно широкое распространение фонографа, продолжались попытки других конструктивных решений, которые могли бы привести к созданию более совершенных звукозаписывающих аппаратов, свободных от присущих даже усовершенствованному фонографу недостатков, резко ограничивающих сферу его применения.

8 сентября 1888 г. в американском техническом журнале «Electrical World» была опубликована статья инженера Оберлина Смита о звукозаписи. В статье после нескольких предложений по усовершенствованию фонографа Эдисона излагался принцип магнитной записи звука, но Смит не пытался практически реализовать свою идею.

Сделал это через десять лет датский физик Вольдемар Паульсен. В 1898 г. он показал коллегам аппарат, названный «телеграфоном» — первое в мире звукозаписывающее устройство, работавшее на. магнитном принципе. Запись производилась на тонкую стальную проволоку, намотанную в один слой на вращающийся цилиндр. Три года спустя Паульсен построил второй вариант телеграфона, в котором стальная лента шириной 3 мм и толщиной 0,05 мм сматывалась с одной бобины и наматывалась на другую, проходя мимо записывающей и воспроизводящей головки. Это устройство было по сути дела первой моделью магнитофона. Однако появление новых механических систем записи звука заставило почти забыть идею магнитофона. Возникла идея механической записи звука в виде спиральной канавки на плоский диск, что стало важной вехой в развитии техники механической звукозаписи. Изобретение нового аппарата было связано с именем Эмиля Берлинера, получившего в июне 1887 г. патент на граммофон, который в мае следующего года публично демонстрировался в Франклиновском институте в Филадельфии.

Берлинер сразу же оценил перспективное значение поперечной звукозаписи. Свои первые эксперименты он вел на приборе с цилиндрическим звукоснимателем. В этом приборе мембрана с резцом колебалась в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра, на котором получалась звуковая канавка. Затем Берлинер начал опыты с записью на аппарате оригинальной конструкции, применив стеклянный диск, предварительно покрытый сажей (метод Кро); несколько позже он стал покрывать диск сажей с парафином.

В качестве материала для дисков Берлинер использовал цинк, а для защитного слоя — пчелиный воск. Для записей на этих дисках был приспособлен специальный станок, на диске которого устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Звуковую канавку Берлинер наносил при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.

Первая в мире граммофонная пластинка — копия была изготовлена самим Берлинером из целлулоида в 1888 г. Для ее получения негативную матрицу надавливали на горячий листовой целлулоидный диск, который затем охлаждался и приобретал достаточную твердость.

Читайте так же:
Катодная поляризация трубопроводов это

В конце XIX в. наряду с граммофоном еще существовали звукозаписывающие приборы типа фонографа, т. е. приборы с цилиндрическим звукоснимателем. Изобретатели стремились улучшить фонограф, устранить по возможности свойственные этому аппарату недостатки.

В частности, немало усилий было приложено к тому, чтобы увеличить продолжительность звучания записи, сделанной на фонографе, а главное, повысить громкость воспроизведения. Это приводило к созданию отдельных интересных и оригинальных для своего времени конструкций звукозаписывающих аппаратов. Один нз последних фонографов (фонограф Парцера — Мюльбаха, 1900 г.) имел большой рупор, сменные мембраны с шариковой сапфировой иглой и был снабжен мощным пружинным механизмом. Однако бурное развитие граммофона, имевшего явные преимущества, быстро вытесняло все прежние конструкции.

Граммофонная промышленность развивалась очень быстро; в 1901 г. было выпущено свыше 4 млн. пластинок. Существенно улучшил конструкцию граммофона в 1903 — 1904 гг.Э. Джонсон, который ввел подвижное сочленение граммофонной мембраны с рупором. Это было большим шагом вперед. Мембрана разгружалась от значительной массы рупора и усилий, связанных с поворачиванием его при воспроизведении пластинок. Применение тонарма увеличило срок службы грампластинок, иголок и мембран, повысило качество звуковоспроизведения и дало возможность применять рупоры значительных размеров с лучшими акустическими данными.

Радикальные сдвиги в улучшении качества звукозаписи произошли с изобретением и внедрением в производство граммофонных пластинок электромеханического метода записи звука.

К началу XX в. определились главные принципиальные и технические особенности конструкций аппаратуры и процессов звукозаписи и звуковоспроизведения. Запись вели на специальных аппаратах — станках; резец гравировал звуковую канавку на поверхности полированного диска. После снятия гальванических матриц прессовали граммофонные пластинки из шеллачной массы. По физической сущности метод записи звука оставался прежним и мало отличался от предложенного Кро и Эдисоном. Конструкция записывающих мембран—механических рекордеров того времени в общих чертах напоминала мембрану акустического граммофона. Наиболее существенными недостатками механических рекордеров были невозможность плавно изменять количество акустической энергии, подводимой к рекордеру, а также значительные искажения, вносимые рупорами. Все это снижало качество звучания граммофонных пластинок.

В начале XX в. были предприняты отдельные попытки преодолеть эти затруднения и увеличить мощность звуковых волн, приводящих в колебательное движение мембрану рекордера. В 1916 г. русский изобретатель А. К. Никифоров разработал конструкцию электромагнитного рекордера, предназначенного для электромеханической записи звука. Рекордер Никифорова состоял из подковообразного электромагнита 1 с якорем 2, к которому прикреплялся резец 3. Электромагнит получал постоянное подмагничивание от источника постоянного тока 4, который подключался к микрофонной цепи 7-8 через дроссели 5 и 6. В 1918 г. аналогичный рекордер сконструировали инженеры компании «Homon» в Париже.

В 1928 г. советский инженер П. Д. Смирнов предложил оригинальную конструкцию рекордера с якорем, работающим на кручение.

Неоспоримые преимущества электромеханической записи звука вызвали в начале XX в. к жизни большое количество исследовательских работ в этом направлении, которые проводились во многих лабораториях мира. Наиболее успешные результаты были достигнуты в телефонной компании Белла (США). Электромеханическая запись звука, впервые получив промышленное применение в США, чрезвычайно быстро, уже к середине 20-х годов вытеснила во всех странах акустическую запись. Однако поистине революционный скачок на пути эволюции граммофона и способов звукозаписи произошел с момента внедрения электроники в технику записи и воспроизведения звука.

Граммофоны, конструкция которых быстро совершенствовалась, а также наборы разнообразных пластинок к ним сделались в конце XIX — начале XX в. предметом широкого производства и торговли. Появилось большое количество соответствующих фирм.

14 июля 1888 г. начала функционировать фирма «North American Phonograph Company», вскоре в разных странах открылось тридцать ее филиалов. В 1893 г. началась коммерческая эксплуатация граммофонов. В Вашингтоне организовалась фирма «United States Gramophone Company», занимающаяся реализацией патентов Берлинера. Деятельность этой компании сначала ограничивалась округом Колумбии, но в 1895 г. в Филадельфии начала действовать «Berliner Gramophone Company», которая приобрела лицензию у «United States Gramophone Company». Сэтого времени граммофоны получили широкое распространение. В 1895 г. в Берлине была организована фирма «Deutsche Grammophon Gesellschaft», открывшая филиалы в Австрии и России; во Франции с 1899 г. начала работать «Compagnie Francaise du Grammophone», открывшая филиал в Испании.

Изобретение способов записи и воспроизведения звуков, так же как и изобретение кинематографа, привлекло к себе в начале XX в. пристальное внимание крупных дельцов и капиталистов. Вскоре возникла достаточно развитая индустрия звукозаписи, расширившая возможности использования средств массовой информации.

Голоса из девятнадцатого века

Сто сорок лет назад, 19 февраля 1878 года, Томас Эдисон получил патент на фонограф — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Он произвел настоящий фурор в свое время и сохранил для нас музыку и голоса известных людей конца XIX века. Мы решили вспомнить, как был устроен фонограф, а также продемонстрировать, как звучали голоса известных деятелей искусства, записанные с его помощью.

Томас Эдисон со своим изобретением

Mathew Brady, 1878

Принцип работы фонографа довольно прост. Во время записи цилиндр вращается по спирали и постоянно немного смещается вбок. Звук, попадающий в рупор, заставляет мембрану и иглу колебаться. Из-за этого игла продавливает бороздку в фольге — чем интенсивнее звук, тем глубже бороздка. Воспроизведение устроено таким же образом, только в обратном направлении, — цилиндр крутится, и отклонения иглы при прохождении по бороздкам заставляют мембрану колебаться и тем самым создавать звук, выходящий из рупора.

Читайте так же:
Самая длинная пилка для лобзика

Игла фонографа записывает звуковые колебания на металлическую фольгу

Конечно, как и у любых новых изобретений, у фонографа Эдисона было множество недостатков. Качество записи первых устройств было низким, а фольги с записью хватало всего на несколько воспроизведений. К тому же, поскольку процессы записи и воспроизведения по сути были аналогичными, громкие звуки во время воспроизведения могли испортить бороздки на фольге.

Кстати, фонограф не был первым устройством для записи звука. Самый первый прибор назывался фоноавтографом и отчасти напоминал фонограф. В нем также был сужающийся рупор с мембраной и иглой на конце, расположенной недалеко от вращающегося цилиндра. Но эта игла не продавливала бороздки в глубину, а отклонялась по горизонтали и царапала на бумаге линии, которые имели только визуальную ценность — превращать такие записи обратно в звук тогда не умели. Но сейчас именно они считаются первыми образцами записанного человеческого голоса.

Фоноавтографическая запись, сделанная в 1865 году

Smithsonian Institution Libraries

Тем не менее, именно фонограф стал первым прибором, который умел воспроизводить записанный ранее звук, и он оказал влияние как на людей, которые были удивлены такой возможности, так и на будущие устройства для воспроизведения звука. К примеру, именно на основе фонографа был создан граммофон, главное отличие которого заключалось в том, что его разработчики решили записывать звук не на цилиндр с фольгой или воском, а на плоские диски — граммпластинки.

Историческая ценность фонографа заключается также в том, что он позволил сохранить большое количество записей голосов и музыки конца XIX века. Известно, что во время первой записи голоса на фонограф Томас Эдисон пропел народную детскую песню «Mary Had a Little Lamb», но она не сохранилась. Самая старая из известных на сегодняшний момент записей с фонографа была сделана Эдисоном для демонстрации своего изобретения в одном из музеев Сент-Луиса в 1878 году:

Самая ранняя из сохранившихся записей голоса самого Эдисона была сделана через десять лет, в октябре 1888 года. Она была сделана уже не на металлическую фольгу, а на парафиновый цилиндр. По ней можно оценить, насколько улучшилось качество записи в течение первых лет после изобретения прибора:

Также сохранились записи и некоторых русских деятелей искусства конца XIX века. В 1997 году была найдена единственная известная на сегодняшний день запись голоса Петра Ильича Чайковского. Она была сделана в 1890 году Юлием Блоком, который первым привез в Россию фонограф. Помимо Чайковского на записи можно слышать голоса оперной певицы Елизаветы Лавровской, пианистки Александры Губерт, дирижера и пианиста Василия Сафонова, а также пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Собравшиеся хотели уговорить его сыграть на фортепиано, но в итоге на записи слышна лишь одна его реплика:

Несмотря на то, что всерьез фонографы больше не используются, их конструкция достаточно проста, чтобы собрать работающий прибор с помощью подручных инструментов, чем сегодня и занимаются некоторые энтузиасты:

Изобретение Эдисоном фонографа

Прежде чем начать разговор о создании первого в мире звукозаписывающего и звуковоспроизводящего устройства, следует помянуть добрым словом автора этого поистине эпохального изобретения. Им стал американец Томас Алва Эдисон. Фонограф не является его единственным детищем. Известно, что за свою долгую жизнь (1847 ─ 1931) он стал обладателем 1093 патентов у себя на родине, около 3000 за рубежом.

Фонограф Эдисона

Фантазия, не знавшая границ

Эдисону принадлежит разработка одного из первых коммерческих вариантов ламп накаливания. Кроме того, он внёс существенный вклад в усовершенствование киноаппаратуры, телефона и телеграфа. Мало кому известно, что даже столь привычное нам слово «алло!» вошло в употребление с лёгкой руки этого удивительного человека. В 1928 году Эдисон был удостоен высшей награды США ─ Золотой медали Конгресса, а двумя годами позже получил звание почётного иностранного члена Академии Наук СССР.

Об изобретении Эдисоном фонографа имеются довольно подробные сведения. Так, по его собственным воспоминаниям, на эту мысль натолкнули опыты, производимые им в ходе работ, связанных с усовершенствованием телефона и телеграфа. В 1877 году изобретатель был занят созданием устройства, способного фиксировать сообщения в виде углублений, наносимых на бумажную ленту. В дальнейшем они, по его замыслу, должны были многократно пересылаться с помощью телеграфа. Речь в данном случае шла не о записи звука, а лишь о его преобразовании в знаки, доступные для передачи.

Развивая свою мысль, Эдисон пришёл к заключению, что подобным же образом можно сохранить на ленте и телефонный разговор. С этой целью он попытался использовать мембрану, снабжённую небольшим прессом с иглой и при помощи нехитрого устройства удерживаемую над поверхностью непрерывно движущейся бумаги, покрытой слоем парафина. Его ожидания подтвердились: звуковые вибрации, создаваемые голосом, оставили на бумаге чётко различимые следы.

Дальнейшее усовершенствование изобретения

Следующим шагом на пути к созданию Томасом Эдисоном фонографа стала замена бумажной ленты металлическим цилиндром, обёрнутым оловянной фольгой. Это устройство было уже значительно сложнее, поскольку имело две мембраны, снабжённые иглами, одна из которых служила для записи звуковых колебаний, а другая для их воспроизведения. Принцип же действия механизма остался прежним: голосовые вибрации от слов, произносимых в рупор, оставляли на поверхности валика следы различной глубины, которые вторая мембрана должна была преобразовывать в звуковые колебания.

Читайте так же:
Чудо лобзик чертежи поделок

Изобретение Эдисоном фонографа

Это устройство, являвшееся первым в мире фонографом, Эдисон поручил изготовить на основе созданных им чертежей своему постоянному механику ─ Джону Круези. Над этим заданием мастер трудился почти месяц, после чего эксперименты были продолжены. Известно, что первым «хитом», ставшим достоянием только что изобретённой звукозаписи, стал коротенький детский стишок, называвшийся «У Мэри был ягнёнок». Его Эдисон прочитал в рупор созданного им устройства, после чего, к великой радости и, как сам он признавался, немалому изумлению, услышал свой собственный голос, воспроизведённый второй мембраной.

Начало новой технической эры

Это был поистине великий момент, благодаря которому мир вступил в эпоху звукозаписи. Впоследствии она прошла длительный путь усовершенствования, с которого не сходит и по сей день, но начало ему было положено в 1877 году стишком о девочке Мэри и её маленьком ягнёнке.

О том, в каком году Эдисон изобрел фонограф, у его биографов нет сомнений, разногласия касаются лишь конкретной даты. Принято считать, что это событие произошло 12 августа 1877 года, но поскольку известно, что заявка на патент была подана лишь в конце декабря, многие исследователи относят его к более позднему периоду, называя сентябрь или октябрь.

Кроме того, сохранились записи ближайшего помощника и ассистента Эдисона ─ Чарльза Бэчелора, в которых работы над фонографом он датирует декабрём 1877 года и сообщает, что заняли они не более двух дней. Во всяком случае точно известно, что патентное удостоверение на свой фонограф Эдисон получил 19 февраля 1878 года.

Любопытно отметить, что параллельно с ним исследования в этой же области проводил француз Шарль Кро. Работу с изложением принципа действия придуманного им устройства, имевшего ряд существенных отличий от изобретения Эдисона, он опубликовал в апреле того же 1877 года. Однако им так и не была создана рабочая модель. В результате все его выкладки остались лишь на уровне теории, и пальма первенства заслуженно досталась Эдисону.

Томас Эдисон фонограф

Чудеса техники

«Говорящее устройство» произвело настоящую сенсацию среди американцев. Начало ей было положено сообщением, появившимся в декабрьском выпуске популярного журнала Scientific American. Это солидное научное издание поделилось с читателями впечатлениями о том, как некий механизм, принесённый в редакцию мистером Томасом Эдисоном, вдруг заговорил человеческим голосом и, ко всеобщему изумлению, поинтересовался здоровьем присутствующих, а затем без лишней скромности спросил, нравится ли он им.

В довершение всего говорящая машина рассказала о своих преимуществах и, перед тем как умолкнуть, пожелала всем спокойной ночи. Поскольку ничего подобного журналистам ранее видеть и слышать не приходилось, произошедшее вызвало среди них настоящий фурор. Статья, перепечатанная другими издательствами, создала новому изобретению широкую рекламу, благодаря чему его автор, обладавший, ко всему прочему, ещё и недюжинными коммерческими способностями, стал зарабатывать немалые деньги, устраивая публичные демонстрации своего детища. С этой целью им была официально зарегистрирована собственная фирма, называвшаяся «Говорящий фонограф Эдисона».

Поскольку недостатка в любопытствующих не ощущалось и популярность фонографа росла день ото дня, автор изобретения весьма выгодно продал право на его производство. При этом он выручил 10 000$, что по тем временам являлось огромной суммой, кроме того, оговорил в контракте 20% в свою пользу от стоимости каждого проданного экземпляра.

Необычайные возможности чудо-машины

Характерно, что, изобретая фонограф, Томас Эдисон уже тогда в общих чертах предвидел, сколь широкое применение сможет получить его открытие. Давая в июне 1878 года интервью журналу North American, он наметил сразу десяток таких областей:

Как делать модель фонографа эдисона своими руками

  1. С его помощью можно, не прибегая к услугам стенографа, диктовать письма и различную деловую корреспонденцию.
  2. Для слепых людей открывается возможность пользования говорящими книгами.
  3. Использование фонограммы является одним из путей изучения ораторского искусства.
  4. Фонограф ─ это реальная возможность тиражирования музыкальных записей, позволяющая широкой публике прослушивать выступления ведущих мировых исполнителей.
  5. Из записей голосов родственников можно составлять уникальные семейные архивы.
  6. На основе фонографа открывается возможность создания говорящих игрушек и музыкальных шкатулок.
  7. Звукозапись может со временем заменить традиционный бой часов, возвещая человеческим голосом о начале и конце рабочего дня, времени отхода ко сну и т. д.
  8. Звуковые носители способны оказать неоценимую услугу в сохранении исчезающих из употребления языков, причём точно воспроизводить характерную для них манеру речи.
  9. В сфере народного образования Эдисон предлагал использовать созданное им устройство для записи и последующего прослушивания материала, объясняемого на уроке преподавателем.
  10. И, наконец, в соединении с телефоном фонограф может выполнять самый широкий перечень функций, связанных с записью и передачей информации.

Неожиданные конкуренты

В 1878 году, когда фонограф Эдисона получил всеобщее признание, автор временно оставил работу по его усовершенствованию и всецело занялся созданием коммерческого варианта лампы накаливания. Этим не преминули воспользоваться другие изобретатели. Так создатель первого телефона Александр Белл, получив от французского правительства значительную денежную премию за свою работу, использовал эти средства на изучение акустических и электрических феноменов и, в соавторстве с инженером Чарльзом Тейнтером, сумел значительно улучшить фонограф Томаса Эдисона. В частности он отказался от фольги, покрывавшей валик, и заменил её слоем воска, на котором игла оставляла достаточный для последующего воспроизведения след.

Читайте так же:
Маршрутизатор это сетевое устройство предназначенное для

Томас Алва Эдисон фонограф

В 1880 году, завершив работы по созданию лампы накаливания, Эдисон вернулся к своему фонографу. Не желая ни с кем делить славу, он категорически отказался от сотрудничества, предложенного ему Александром Беллом и Чарльзом Тейнтером, тем не менее в дальнейших своих разработках использовал их идею замены фольги восковым слоем.

Начало предпринимательской деятельности

Через год после того, как Томас Эдисон изобрёл фонограф, он основал собственную фирму по производству коммерческих образцов своего детища и вскоре наладил выпуск «Улучшенного фонографа» ─ так он назвал разработанную им усовершенствованную модель. В мае 1888 года на рынок была представлена ещё одна её модификация, также имевшая широкий спрос среди покупателей.

Изобретение Эдисоном фонографа дало толчок к появлению нового направления в предпринимательстве. Оно было связано с производством звукозаписывающей техники. Одним из первых представителей этой образовавшейся в конце XIX века коммерческой отрасли стал американец Джесси Х. Липпинкотт. Он купил предприятие, принадлежавшее Эдисону, а также несколько появившихся к тому времени небольших мастерских, специализировавшихся в этой области, и стал единственным обладателем лицензии на производство фонографов.

Следует отметить, что в то время качество воспроизводимого звука было крайне низким и не позволяло в полной мере использовать данные приспособления для записи музыкальных произведений. Фонографы Эдисона в основном брались в аренду различными компаниями для диктовки текстов, но и тут они не могли конкурировать с квалифицированными стенографистками. В результате спрос на них упал, и Липпинкотт потерял интерес к своей затее, а в 1890 году и вовсе передал управление делами Эдисону, который являлся, кстати, его постоянным кредитором.

На службе индустрии развлечений

Используя подконтрольные ему производственные мощности, изобретатель наладил выпуск говорящих кукол, которые сразу завоевали рынок и стали приносить ощутимые доходы. Специально для них Эдисоном были разработаны особые крошечные валики, покрытые воском. Благодаря этому новшеству куклы не просто издавали звуки, а произносили отдельные слова и даже целые фразы.

Кроме того, фонограф Эдисона, фото которого приведены в статье, нашёл применение при изготовлении прототипов современных музыкальных автоматов, появившихся за океаном ещё в конце XIX века. Это со всей очевидностью показало современникам, что будущее звукозаписывающей техники неразрывно связано с индустрией развлечений.

В каком году Эдисон изобрел фонограф

На волне коммерческого успеха

В 1894 году компания, возглавляемая Эдисоном, но фактически принадлежавшая Джесси Х. Липпинкотту, объявила о своём банкротстве, что дало изобретателю возможность вновь стать обладателем прав на своё детище. Однако, по закону, он в течение двух лет не мог продолжать выпуск фонографов. Этот период Эдисон использовал для их дальнейшего усовершенствования.

В 1886 году он основал Национальную фонографическую компанию, после чего его бизнес вышел на новый уровень. Качество производимого товара было повышено за счёт внедрения новых передовых технологий. Свою продукцию он стал оснащать пружинными, а вслед за тем и электрическими моторами.

Одновременно рос и товарооборот. Предприятия, принадлежавшие изобретателю фонографа Эдисону, появились и заслужили добрую репутацию не только в Америке, но и во многих странах Европы. Производство и продажа этого вида техники осуществлялись вплоть до 1912 года, когда в полный голос заявили о себе новые носители звука ─ диски, быстро завоевавшие рынок.

Ложка дёгтя, портившая бочку мёда

Когда Эдисон изобрел фонограф, то его детище имело два существенных недостатка. Первый из них заключался в том, что ввиду особенностей конструкции продолжительность фонограммы не превышала двух минут. Вторым же и главным минусом было отсутствие возможности создавать большое количество копий звучащего цилиндра. В результате для их коммерческого тиражирования артисты должны были многократно повторять свои номера, что создавало массу неудобств и повышало стоимость изделия.

На протяжении всего периода выпуска фонографов Эдисон предпринимал многочисленные попытки решить эти проблемы путём технического усовершенствования своего изобретения. Надо отдать должное, определённого прогресса он достиг. Последний раз это ему удалось в 1899 году, когда на прилавках магазинов появилась новая модифицированная модель концертного фонографа с увеличенным цилиндром. Однако со временем и она уступила место устройствам, в которых звуковая дорожка наносилась на диск, что позволяло даже в самых ранних образцах увеличить до 4 минут продолжительность записанной фонограммы.

Эдисон изобретатель фонографа

Как делать модель фонографа Эдисона своими руками

Сегодня это изобретение, так поражавшее когда-то воображение людей, стало музейным экспонатом. Однако интерес к нему весьма велик, о чём свидетельствует желание многих любителей техники создать фонограф Эдисона своими руками. Чтобы облегчить им задачу, в конце статьи помещено фото с изображением такого самодельного устройства.

Поясним лишь, что в качестве цилиндра ─ носителя звука — можно использовать пластиковый стакан. На роль мембраны вполне подойдёт бумажный стаканчик с прикреплённой к нему иглой. Вся конструкция приводится в действие обычным электромотором. На основе этой нехитрой схемы каждый «мастер-самоделкин» может, приложив фантазию, создать в домашних условиях агрегат, не уступающий тому, которым обессмертил своё имя Эдисон.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector