Ремонт автомобильного пластика
Ремонт автомобильного пластика
В этой статье рассмотрим как осуществляется ремонт автомобильного пластика. Разберёмся, какие виды пластиков применяются при изготовлении автомобиля и какие способы ремонта можно применить для их восстановления.
В современном автомобиле пластик применяется достаточно широко. Чаще всего это бампера, тюнинговые обвесы, фальшь-радиаторные решётки. Также пластик на некоторых автомобилях применяют и при изготовлении некоторых панелей кузова, а бывает и внешней части кузова целиком. И, конечно же, пластик применяют в изготовлении элементов салона транспортного средства.
Существует более 50 видов пластика, которые используют в автомобилестроении. Каждый вид имеет свои характеристики и особенности в ремонте. Подробнее о видах автомобильного пластика можете прочитать в статье “Виды автомобильных пластиков”.
Бампера чаще других панелей кузова получают повреждения. Изначально их функция и сводится к восприятию и гашению удара. Сейчас сам пластиковый бампер больше выполняет декоративную роль.
Пластмассовые детали, в частности, бампера можно восстановить практически из любого повреждённого состояния. Стоит лишь учитывать рентабельность ремонта. Бампера получают такие повреждения, как деформации, трещины, разрывы, полный отрыв сегмента. Давайте рассмотрим методы, которые используют для восстановления.
Применяют нагрев, сваривание, склеивание, армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения.
Нагрев применяют для восстановления формы деформированной части бампера, выправления вмятин. При нагреве пластик становится более податливым и при лёгком воздействии принимает первоначальную форму.
Ремонт автомобильного пластика свариванием
Сваривание пластика происходит с помощью специального фена с насадкой и пластиковых прутков. Фен должен иметь регулировку температуры и силы выдуваемого горячего воздуха. Прутки – это, по сути, припой для сваривания пластика. Они должны быть того же состава, что и ремонтируемый пластик. Сваривают между собой части от расколовшейся детали, заваривают трещины. Если всю процедуру делать по технологии, то шов получается очень прочным и эластичным. Подробно о технологии сваривания можно прочитать здесь.
Стоит оговориться, что качественная сварка возможна только пластиков, являющихся термопластами. Это пластики, которые практически не меняют своих свойств при нагреве и последующем охлаждении. То есть при нагреве становятся мягкими, податливыми, а при охлаждении твердеют. Распространённые виды термопластиков имеют следующие названия и обозначения:
- полипропилен ( PP , PP / EPDM , TEO )
- полиэтилен ( PE , РЕ, PE-LD , PE-LLD )
- сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола ( ABS , ASA , АВС)
- полибутилентерефталат ( PBT , PBTP )
Тип пластика указывается с обратной стороны бампера.
Ремонтируемая деталь должна быть чистой, чтобы не было примесей, препятствующих свариванию частей детали.
Если деталь собирается и сваривается из нескольких частей, то нужно зафиксировать свариваемые сегменты. Это можно сделать при помощи струбцин, прихватить в нескольких местах паяльником, использовать липкую ленту.
Краску вокруг будущего шва нужно счистить. Если сваривается трещина, то её нужно засверлить на концах тоненьким сверлом. Это остановит дальнейшее распространение трещины. Шов нужно расшить буквой V. Если толщина пластика 5 мм и больше, то нужно сделать канавку под пруток для сварки и с лицевой и с тыльной стороны. Если же толщина пластика менее 5 мм, то нужно расшивать и сваривать с лицевой стороны детали.
Канавку под пруток можно делать гравером (бормашинкой) со специальной насадкой, также делают и паяльником. В случае с паяльником нужно не пережечь пластик иначе он теряет свои свойства.
Кончик прутка затачивается для удобства начального расположения в канавке, и под углом 45 градусов к поверхности шва начинаете его помещать в канавку шва, при этом воздействуя горячим воздухом фена с насадкой. Воздух должен в основном попадать на пруток. При надавливании на пруток и воздействии горячего воздуха он начнёт ложиться в канавку, формируя шов. Далее, шов с лицевой стороны шлифуется наждачной бумагой с крупным абразивом (p80, p100), так, чтобы шов был на одном уровне со всей поверхностью. Если пластик проваривается с обеих сторон, то на тыльной стороне шов можно не шлифовать, так соединение будет более прочным.
Ремонт автомобильного пластика склеиванием
Склеивание является распространённым методом ремонта автомобильного пластика. Если использовать зарекомендованные марки клеев и правильно применять технологию склеивания, то соединение получается очень надёжным. Кроме того, склеивать можно детали, которые плохо свариваются или не поддаются свариванию вообще.
Клеи для ремонта пластмассовых автомобильных деталей — это по большей части высокомолекулярные соединения, которые после затвердевания превращаются в полимерный материал. Чтобы добиться качественного соединения, нужно использовать двухкомпонентные составы. Таким образом, можно и склеить разрыв и заполнить клеящим составом неровности шва.
Для примера можно привести зарекомендовавшую себя технологию склеивания фирмы 3M , а также другую популярную технологию фирм HOSCH , POWERPLAST и их аналогов.
3M FPRM
FPRM — Flexible Parts Repair Material, переводится как ремонтный материал для эластичных деталей. Это ремонтный клей-шпатлёвка, который представляет собой двухкомпонентную смесь. Кроме склеивания им можно заполнять повреждения как обычной шпатлёвкой, после чего шлифовать. В комплект входит два тюбика, либо двойной картридж, при смешивании компонентов которых получается тот самый клей-шпатлёвка.
Перед применением нужно тщательно отмыть все загрязнения, разделать трещины и склеиваемые края под V‑образную форму. С лицевой стороны накладывается специальная алюминиевая лента 3М, которая предварительно зафиксирует склеиваемое место и не даст клею вытечь с обратной стороны. Перед склеиванием пластиков с обозначением РР, РР/ЕРDМ, ТРО на ремонтное место распыляется активатор адгезии. Для упрочнения шва с тыльной стороны дополнительно приклеивается стеклоканва 3М, имеющая клеевой слой. Те же процедуры нужно проделать и с лицевой стороны склеиваемой детали.
Клей легко наносится и не стекает с вертикальных поверхностей. Примерно через 20 минут происходит склеивание, а также готовность к обработке неровностей шлифованием. Склеенное место получается прочным и эластичным.
Клеевые наборы HOSCH , POWERPLAST , RapidFix …
Это двухкомпонентные клеи для профессионального использования. Составляющими клея являются два компонента, которые дополняют друг друга – порошок (мелкодисперсионный сварочный гранулят) и жидкий компонент.
Порошковый компонент
Мелкодисперсионный сварочный гранулят — это наполнитель, делающий клеевое соединение более прочным. Также, благодаря мелкодисперсному порошку можно сформировать недостающий элемент. Порошок состоит из оксидов кремния, кальция, алюминия и железа, а кроме этого в состав входят катализаторы, которые увеличивают скорость застывания клеевого состава и увеличивают адгезию.
Жидкий компонент
Жидкий компонент, который входит в состав клея, является высококонцентрированным цианкрилатным эфиром, который имеет отличное качество склеивания. Производители сократили время схватывания и увеличили силу склеивания за счет добавления усиливающих агентов (особых присадок).
Клеевой набор Powerplast
Применение
Клеевые составы данного типа имеют широкую область применения. Можно применять жидкий компонент клея отдельно от порошка, но при ремонте автомобильного пластика, в частности бамперов, чаще всего применяют оба компонента.
Склеиваемые поверхности должны быть чистыми и обезжиренными. При необходимости восстановления крупных повреждений, таких как глубокие выбоины, трещины или отсутствие фрагментов детали, применяется порошковый компонент клея, которым заполняется углубление. Нужно учитывать, что порошок не должен возвышаться больше, чем на 2–3 мм над ремонтируемой поверхностью. При необходимости восстановления большого пространства, лучше это делать в несколько этапов, формируя слой за слоем.
После заполнения углубления порошком, его необходимо равномерно пропитать жидким компонентом.
При попадании жидкого компонента состава в порошок, мгновенно создается экзотермическая реакция, и состав начинает застывать. Уже через десять минут можно начинать шлифовать и шпаклевать склеенную поверхность.
Нужно учитывать, что при работе с данными клеевыми наборами нужно учитывать их токсичность и работать в хорошо проветриваемом помещении и использовать средства защиты тела.
При правильном применении получается прочный и эластичный клеевой шов.
Из недостатков этих клеевых наборов стоит отметить неудобство применения на вертикальных поверхностях, так как порошковый компонент ссыпается до смешивания с жидким компонентом.
Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
Армирование сеткой
Существует такой метод ремонта автомобильного пластика, в частности бамперов, с помощью впаивания стальной сетки в место трещины или излома. Место ремонта нужно предварительно подготовить. Нужно счистить лакокрасочное покрытие бампера, а также немного сам пластик, сделав небольшое углубление, засверлить трещину на краях, чтобы она дальше не распространялась, всё обезжирить. Далее вырезаете сетку по месту ремонта. Размер сетки должен с запасом заходить дальше краёв трещины или излома в пределах сантиметра. Далее впаиваете сетку.
набор для ремонта пластика steinel с применением армирующей сетки
Сетка должна быть из нержавеющей стали, чтобы попадание влаги не вызывало коррозии. Также желательно, чтобы сетка не была слишком толстой, так как она должна легко разогреваться и впаиваться. Для впаивания используют промышленный фен со специальной насадкой-утюжком или паяльник со специально расплющенным наконечником. Важно, чтобы сетка полностью покрылась пластмассой. После этого сверху можно ещё наплавить пластик и разгладить, чтобы ремонтная зона была на одном уровне со всей поверхностью. Сверху наплавлять пластик и разглаживать желательно с помощью промышленного фена с регулировкой температуры и силы выдуваемого воздуха с надетой на него специальной насадкой. Можно использовать и паяльник, но важно не пережечь пластик, чтобы он не потерял свои свойства.
Мастера кузовного ремонта часто применяют такую технологию. Но есть и её противники. Они считают, что такой ремонт не достаточно надёжен и, что ремонтировать повторно бампер, восстановленный по такой технологии сложнее, чем, к примеру, отремонтированный методом сваривания. Насчёт надёжности такого соединения можно сказать то, что данный метод имеет место быть в арсенале известной фирмы STEINEL (производитель термоинструментов). STEINEL производит и продаёт наборы для ремонта бамперов, в состав которых входит стальная сетка, прутки из пластика и фен со специальными насадками. Перед тем, как внедрять данную технологию, этот метод прошёл испытания. Таким образом, если всё делать правильно и соблюдать все рекомендации, то данный способ ремонта имеет право на существование. Но стоит согласиться, что если вдруг придётся ремонтировать бампер, восстановленный по такой технологии повторно, то при необходимости придётся выплавлять и вытаскивать сетку, чего не скажешь о бамперах, отремонтированных свариванием.
Применение специальных скоб при ремонте автомобильного пластика
Данный метод ремонта трещин и разрывов автомобильного пластика предполагает использование специального аппарата называемого HotStapler (переводится как горячий степплер). Производится разными известными производителями. Это устройство используется вместе со специальными скобами разной формы. Устройство состоит из генератора тока, на котором находятся регулятор режимов и индикаторов температуры, и рукоятки в которую вставляются скобы для дальнейшего нагрева и применения.
HotStapler
Регулятор температуры имеет три режима, выставляемые в зависимости от толщины пластика. Скобы идут в комплекте и по необходимости докупаются. Они бывают разных форм, чтобы удобно было применять в разных изгибах автомобильных деталей.
Скобы для HotStappler’а
Скобы сделаны из нержавеющей стали. Ими можно ремонтировать крепления фар, бампера, решётки, то есть все термопластичные пластики.
При ремонте скобу впаивают в пластик и немного поворачивают, после охлаждения торчащие усики обрезают. Скобы можно использовать в качестве прихваток, для придания формы бамперу, разлетевшемуся на несколько сегментов. Главная функция скоб держать шов, а оставшиеся части трещины и неровности нужно разглаживать с помощью фена со специальной насадкой или паяльником.
Клей для пластика
Человек пользуется множеством пластиковых изделий. Это полимерные отделочные материалы, элементы систем коммуникаций, детали бытовых приборов и машин, посуда и прочее. Необходимость клеить полимерные изделия решается посредством применения специальных средств. Предлагаемый нашей компанией ООО «Вюрт-Украина» клей для склейки пластика выпускается в нескольких вариантах. Различия состоят в назначении, компонентах, рабочих характеристиках.
Покупая клей для пластиков, потребитель должен учитывать соответствие клея типу пластика (полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен, полистирол) и условия эксплуатации изделий. Иначе результат не будет достигнут. К примеру, клей для автомобильного пластика должен быть морозостойким, водостойким, устойчивым к химически агрессивным веществам. Важны рабочие характеристики клея – адгезионные свойства, скорость схватывания, способ нанесения, эластичность соединительного шва.
Виды клеев для пластика
Склеивание полимерных предметов происходит путем растворения поверхностных слоев, для чего в составе клея всегда присутствует растворитель. В зависимости от типа растворителя определяется перечень типов материалов, с которыми клей-герметик для пластика может взаимодействовать.
Классификация средств для склеивания пластиковых предметов по прочности и механизму действия включает следующие разновидности:
- Жидким водостойким составом можно клеить предметы при решении бытовых задач. Он легко применяется, безопасен для человека, но пригоден только для временного крепления.
- Контактные. Это составы на основе эпоксидных и полиэфирных смол, включающие отвердитель. Быстро создают прочное, жесткое соединение. Супер-клей для пластика выдерживает сильные нагрузки при длительном использовании, подходит для машин.
- Реакционные. Клей для ПВХ-пластика с хорошей адгезией и быстрой полимеризацией. Надежно и прочно склеивает пластиковые элементы эластичным швом. Компания Wurth рекомендует использовать клей в строительстве и автомобильном деле.
- Термоклеи. Используются в нагретом состоянии посредством клеящего пистолета. Применяются для соединения элементов технологического оборудования.
Где можно купить клей для склеивания пластика?
Продажей клеевых составов занимаются строительные магазины. Купить клей для пластика известных марок можно на сайте нашей компании Wurth. Клей для ремонта пластика – незаменимая вещь, которой найдется применение дома, на даче, в гараже, на производстве. Он поможет восстанавливать предметы обихода, легко выполнять мелкий автомобильный и домашний ремонт. Современные клеи умеют склеивать быстро и надежно, просты в нанесении и безвредны при соблюдении технологии.
Наша компания реализует универсальный и специальный клей для пластика по цене, доступной для широкого круга покупателей. Мы помогаем сделать покупку, консультируем при выборе вида клея для конкретного применения.
Почему клей эффективен для ремонта пластиковых изделий?
Пластиковые изделия имеют широкую сферу применения, при этом пластик – материал достаточно хрупкий и капризный в ремонте. Синтетические полимеры имеют гладкую поверхность, поэтому склеиваются гораздо хуже, чем предметы из керамики и металла. В промышленности пластиковые детали соединяются между собой сваркой – в быту такой способ практически недоступен, так как требует наличия специального оборудования и навыков.
Гораздо проще воспользоваться специальным клеем, главное – правильно подобрать тип, и тогда у вас получится легко, аккуратно и быстро восстановить сломанный предмет. Эффект от двухкомпонентного клея для пластика не хуже, чем от сварочной машины – супер-клей обеспечит надежную склейку деталей, а купить его можно по доступной цене с доставкой в Киев и по всей стране. Принцип работы клеящих веществ основан на действии входящих в состав компонентов, которые растворяют части поверхности и после сжатия под давлением присыхают друг к другу.
Виды клеев и их особенности
На современном рынке представлено четыре основных вида клеев для пластика:
- термоклей – твердые стержни, которые необходимо нагревать перед использованием – часто для удобного нанесения используется специальное оборудование (клеевой пистолет) – подходит для быстрого и экономного склеивания, поэтому активно используется в быту – клеит не только пластик, но и керамику, бумагу и прочие материалы;
- контактный – в состав входят эпоксидные и полиэфирные смолы – клей обеспечивает надежную фиксацию, соединение способно выдержать мощную нагрузку, поэтому подобные клеи активно используются для склейки деталей в машине;
- реакционный – есть одно и двухкомпонентные варианты, а также клеи, застывающие в различных условиях – под водой, при использовании ультрафиолета или просто на открытом воздухе – обладают высокой адгезией, быстро застывают;
- жидкий – имеет водную основу и подходит в качестве временного решения – широко применятся в быту, так как нетоксичен и максимально прост в использовании – такой состав не деформирует пластик.
Таким образом, каждый может выбрать наиболее подходящий состав в соответствии с целью использования. В Украине цена состава будет зависеть от производителя и используемых для изготовления компонентов.
Преимущества использования клея для пластика
По разумной цене купить двухкомпонентный полиуретановый, эпоксидный клей для ремонта деталей из пластика с доставкой в Киев и другие города (Украина) можно через сайт wurth.ua. Преимущества качественного клея невозможно переоценить – среди достоинств выделяют:
- универсальность – можно использовать в быту и на производстве для ремонта вещей обихода, рабочего инвентаря и т.д.;
- скорость – современные клеи быстро сохнут;
- надежность – правильно подобранные составы в соответствии с типом пластика безупречно фиксируют детали;
- безопасность – при соблюдении рекомендаций производителя работа с клеем абсолютно безопасна для человеческого здоровья.
Современные клеи просты в использовании. Перед тем как приступить к склеиванию, необходимо зачистить и обезжирить детали – для обезжиривания подойдет мыльный раствор, этиловый спирт. Для зачистки можно использовать наждачную бумагу – это позволит сделать поверхность более шероховатой. Чем чище и шероховатее поверхность, тем выше адгезия, а значит – надежнее крепление. Если вы используете двухкомпонентный состав, то стоит замешивать его уже после того, как поверхности будут подготовлены. Для покрытия деталей клеем можно использовать кисть из искусственного ворса. Тонкие трещины можно заполнить при помощи иглы. Не стоит наносить слишком много состава – он не должен сочиться на поверхность при сжатии склеиваемых частей. Оказывать давление необходимо сильное, но аккуратное и придерживать количество времени, указанное в инструкции по применению. Таким образом, руководствуясь инструкцией, вы сможете быстро, просто и надежно отремонтировать пластиковый предмет, вернув ему первозданный вид.
Какой клеевой состав лучше применять для пластика в авто
С середины 20 века в автомобилях пластик используют для отделки внутри салона, внешних крепежей, бамперов, компонентов тюнинга. Если есть детали из пластика, значит они могут поломаться, стало быть, их нужно чинить. Современный клеевой состав для пластика автомобиля – прекрасное решение устранения повреждений самостоятельно.
Выбор клея для пластика, виды составов
Хорошо выбранный вид фиксатора и выполнения технологии – составляющие хорошего ремонта. Пластик для приклеивания – неуместный материал, но различные виды и клеевой состав решают эту проблему.
Составы клея разделяют на:
Жидкие клеевой состав
Жидкие – самый встречающийся очень часто, но с низкими клеящими возможностями. Его важная составляющая вода или он выполнен на основе растворителей.
Применяют для склейки декоративных деталей без нагрузки, не разрушает пластик, однако не герметичен.
При растекании по поверхности, составляющие вода или растворитель испаряются, остается связующее вещество, которое долго сохнет. Подойдет для пористых поверхностей.
К данной группе относят ПВА, гвозди жидкие, причем последний быстрее сохнет, сила сцепления выше и он стоек к воде.
Контактные клеевой состав
Популярный и обычный в применении вид клея. Применяют для приклеивания самых разных типов пластика. Клеит прочно.
Наносят фиксатор на одну или две склеиваемых площадей, оставляют на воздухе 10–15 минут, после их с усилием сжимают друг к другу. К этому виду относятся БФ-2, БФ-4, «Момент».
Работать с этой группой составов необходимо в проветриваемом помещении, потому что определенные представители такой категории токсичны.
Реакционные клеевой состав
Представители данной группы вполне прочно и качественно закрепляют. Они начинают отвердевать и приклеивать исключительно при реакции с чем-то, к примеру, с атомами кислорода, воды, которые содержатся в воздухе. Разделяют на однокомпонентные и с двумя компонентами.
В однокомпонентных отвердитель находится в закрытом объеме. Но начинает сразу работать при контакте с кислородом.
В двухкомпонентном составе отвердитель и связующее вещество находятся по отдельности. Их перемешивают непосредственно перед тем как приступить к работе. Период годности смеси в готовом состоянии не больше 30 минут. Представители данной группы «Суперклей» и его аналоги.
Эта разновидность начинает приклеивать при нагревании. Нагрев происходит в клеевом пистолете. Температура плавления и приклеивания от 110–220 о С, зависит от изготовителя. Приклеивать данным фиксатором пластиковые части не удобно всегда.
Характерности склейки пластика в авто
Автомобильный пластик можно приклеивать методом сваривания и с использованием клея. Метод сваривания подходит исключительно для термопластика, который выдержит большие температуры.
Поклейка деталей из пластика клеем – универсальна. С ней управятся любители-автолюбители.
При склеивании пластмассовых деталей принимайте во внимание маркировку пластмассы (ее номер ставят изготовители на другой стороне). Клеевой состав выбирают с учетом маркировки, выполняйте инструкции от изготовителя.
Рабочие этапы приклеивания поверхностей:
- Шлифовальной бумагой слегка поштукатурить лицевой слой поверхности, для хорошего сцепления материалов.
- Обезжирить спиртом.
- На поверхности которые склеиваются нанести ровный клеевой слой.
- В зависимости от основы клея либо сразу прижать плотно на пару секунд, либо дать постоять минут 10–15, после приклеивать.
Рекомендуем вам посмотреть видео о клее для пластика:
При фиксации пластиков необходимо выбирать клеевой состав с учетом характера и цели работы:
- для приклеивания осколков выбирайте фиксатор, который плавит пластмасу, к примеру, Permatex 84115;
- трещины, разрывы, замечательно заполняет швы – на основе цианокрилата;
- большие поверхности – клей на эпоксидной основе с дополнительными усиливающими конструкциями.
Как оттереть суперклей с пластика авто
Порой по неосторожности капли клея проникают на пластиковые детали автомобиля. Удалить их легко можно, зная основу клея, их составляющие.
Название клея | База | Убирает |
---|---|---|
БФ | спирт | спирт, спиртосодержащая жидкость для мытья окон |
Секунда, Космофен, Суперклей | цианокрилат | антиклей, раствор на мыльной основе, ацетон, димексид – для пятен различного срока давности |
Момент | каучуковые смолы | ацетон, димексид |
ПВА | водорастворимые | свежее пятно – водой; высохшее – поскрести или снять пленочку от клея |
Титан | стирол-акриловая, дисперсия | димексид, бензин, концентрированная кислота для сантехники |
Для хорошего убирания необходимо придерживаться данных правил:
- При удалении сильным растворителем – ацетоном, проверить на незаметном участке детали из пластмассы его агрессивное влияние на поверхность. Ацетон растворяет покрытую лаком поверхность и пластик на целлюлозной основе.
- Диоксид – универсальное средство для всех видов клея. Остерегайтесь длительного действия на пластиковые предметы.
- Антиклей – спецсредство для убирания клея выбирайте под марку клея. Часто изготовители рекомендуют клеевой состав и антиклей в одном комплекте. Во время работы с ним помещение должно отлично проветриваться.
- Вода убирает канцелярский, ПВА и столярный клеевой состав.
- Бензин – растворяет составы на основе каучука.
Не скребите пятно ножиком или шкуркой – можете повредить поверхность пластика.
Если клеевой состав попал на руки, его легко можно оттереть, как – читайте в нашей публикации «Более 10 легких способов удалить клеевой состав «Момент» с рук».
Как удалить клеевой состав с кузова авто
Сложность убирания состоит в порче лакокрасочной поверхности кузова от влияния растворителя. Можно пытаться размягчить пятно водой, раствором на мыльной основе, однако это неэффективный способ.
Мастера рекомендуют снять клеевой состав с автомобильного кузова аптечным средством «Диоксид». Средство не токсичное, но рекомендуют работать в отлично проветриваемом помещении. Процесс длинный и трудоемкий. Обмакните ватную палочку в средство и намочите лицевой слой. Через 2–3 минуты он размокнет, уберите лицевой слой другой палочкой.
Удаляйте слой за слоем – вы избавитесь от ненавистного пятна.
Напоследок
Современный клеевой состав – достойная замена покупке новой детали. При воплощении руководств изготовителя, технологии склейки, взяв во внимание соответствия материала и клея, по настоящему достичь больших показателей приклеивания собственными руками.
Похожие статьи
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Какой клей для пластика лучше? Экспертиза ЗР
Подопытным материалом выбрали пластмассу, ведь в автомобиле полным-полно всяческих ручек, крючков и накладок, сделанных из этого материала. Для экспериментов выбрали пластмассовые рамки номерных знаков и изготовили из них тестовые пластины одинаковой конфигурации.
В тесте участвовало более десятка составов с различными названиями, но схожими характеристиками. Рекомендуемый алгоритм использования практически одинаков у всех: нанести клей, плотно прижать и подождать несколько секунд. Последующие рекомендации разнятся: кто-то из производителей утверждает, что пользоваться склеенным изделием можно сразу, более осторожные рекомендуют выдержать определенное время перед применением. Оказалось, что при недостаточной выдержке часть препаратов не работают: склеенные заготовки рассыпаются. Хотели влепить им неуд, но решили повторно прижать детали и выждать требуемое время. Решение оказалось верным: все составы вполне работоспособны.
Провалов мы не зафиксировали, однако разнобой в полученных данных значительный (см. наши аннотации к препаратам). Разумеется, данные измерений не претендуют на абсолютность, они лишь показывают, насколько одно средство отличается от другого.
Один из выводов таков: при прочих равных условиях имеет смысл покупать именно клей, а не гель: он гораздо быстрее застывает и не требует значительной выдержки после сжатия деталей. Это объясняется тем, что слой клея на границе склеиваемых элементов тонкий, а гель образует валик, затрудняющий доступ воздуха.
Все наши результаты относятся к конкретной выборке товаров. Участники теста расположены в алфавитном порядке.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 30 руб.
Про время склеивания в инструкции ничего не сказано, но клей оказался хорошим: выдержал на разрыв аж 160 Н. К сожалению, тюбик почему-то оказался полупустым.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 40 руб.
Время выдержки в инструкции не оговаривается. Тюбик явно полупустой. Усилие разрыва довольно высокое: 111 Н.
Заявленная масса 2 г
Примерная цена 95 руб.
Требуется сжать на 30 секунд, после чего склеенным предметом можно пользоваться. Склейка разошлась при нагрузке 80 Н — низкий результат.
Заявленная масса 2 г
Примерная цена 105 руб.
Инструкция требует прижать детали друг к другу на 30 секунд. Усилие разрыва составило 108 Н — средний результат.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 105 руб.
Инструкция предлагает сжать детали на 15 секунд, при этом дополнительная выдержка не требуется. Соединение разрушилось при усилии всего 60 Н.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 45 руб.
Рекомендуется прижать на 10–60 секунд, а пользоваться склеенным изделием можно через 2–5 минут. Но прочность на разрыв соединения — лишь 54 Н.
Заявленная масса 2 г
Примерная цена 110 руб.
Эксплуатировать предмет рекомендуется через час-два после склеивания. Выдержка того стоит: соединение удалось разрушить только усилием 245 Н. Лучший результат — и наш выбор!
Заявленная масса 2 г
Примерная цена 140 руб.
Рекомендация: сжать на 15–30 секунд, а затем выждать 1–2 часа. Увы, соединение развалилось при усилии всего 54 Н.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 30 руб.
Инструкция просит сжать детали на 3–20 секунд, а потом подождать 10–15 минут. Результат очень хороший: 175 Н!
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 50 руб.
Нужно сжимать детали 20–60 секунд, а потом выждать 20–30 минут. Итог средний: 102 Н.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 120 руб.
Сжимаем в течение 10–60 секунд, и сразу можно пользоваться, если верить инструкции. Но полученные 50 Н на разрыв — низкий результат.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 75 руб.
Время сжатия — 5–60 секунд. Выдержка не требуется. Итог неважный: 65 Н.
Заявленная масса 3 г
Примерная цена 35 руб.
Инструкция предлагает сжать детали на 5–60 секунд. Необходимость последующей выдержки не оговаривается. Результат один из лучших: 210 Н!