Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить стартер и выявить его неисправность

Как проверить стартер и выявить его неисправность

Стартер – это один из тех узлов автомобиля, что могут быть продефектованы с точностью без какого-либо инструмента. Поэтому знания способов проверки стартера не будут лишними и выручат в дороге или помогут сэкономить некоторые деньги, не обращаясь в автосервис.

устройство стартера

Дефектовка механических узлов

Проверка бендикса

    ;
  • «утыкания» при попытке запуска, пропадающие, если немного провернуть коленчатый вал;
  • неравномерное вращение коленвала с ощущением частых подклиниваний.

Бендикс (по фамилии изобретателя) выполняет двойную задачу – передает вращение от ротора электростартера на маховик и расцепляет ротор и маховик после запуска двигателя. По сути бендикса – это обгонная муфта, передающая крутящий момент только в одном направлении. Как только маховик начинает вращаться быстрее, чем это обеспечивает ротор стартера, бендикс разрывает связь между стартером и двигателем, хотя физически шестерни продолжают оставаться сцепленными.

Первое, что заинтересует при диагностике бендикса – состояние шестерни, особенно заходных участков. Трещины, забоины на зубьях, скругление граней заходных фасок – повод заменить бендикс.

проверка бендикса

Вторая проверка – работоспособность муфты бендикса. Для этого, удерживая бендикс за корпус, проверните шестерню в обе стороны. Исправный бендикс должен позволять легкое вращение шестерни в одном направлении и сразу при его изменении обеспечивать жесткое сцепление, которое силами человека не преодолеть. Если же происходит ощутимый срыв после сцепления, то такой бендикс потребует замены: он проскальзывает при попытке провернуть маховик двигателя, особенно зимой.

Проверка планетарного редуктора

  • шумное вращение;
  • заклинивание стартера;
  • визг при вращении, напоминающий трение металла о металл.

Изначально бендикс устанавливался непосредственно на роторе стартера. Однако это требовало использования низкооборотных электродвигателей, тяжелых и расходующих солидную мощность. В то же время планетарный редуктор позволяет устанавливать в стартере компактный высокооборотный электромотор, более экономичный и меньше нагружающий электросеть при включении (пусковые токи у стартеров в разы больше, чем номинальное токопотребление).

 планетарный редуктор стартера

Устройство планетарного редуктора интересно. Его наружная обойма жестко зафиксирована в корпусе стартера, а вал, на котором установлен бендикс, жестко связан с пластиной, на которой установлены маленькие шестерни-сателлиты. Шестерня, находящаяся на роторе стартера, толкает сателлиты. А они, упираясь в наружную обойму, заставляют вращаться пластину с осью бендикса.

Удалив из редуктора старую смазку, внимательно осмотрите шестерни: на них не должно быть сколов, вал ротора не должен иметь люфта в центральной бронзовой или металлокерамической втулке. Эта втулка центрует ротор относительно статора: при появлении люфтов ротор трётся о статор, разрушая его и изнашиваясь сам.

Независимо от того, на какой из шестерен редуктора обнаружен скол, стартер потребует замены или установки редуктора с «донора». Скол означает наличие усталостных напряжений в металле, и возможно появление дальнейших трещин и сколов под нагрузкой, что приведёт к полному заклиниванию стартера.

Если с редуктором все в порядке, перед сборкой не забудьте добавить в него свежую пластичную смазку.

Проверка статора из постоянных магнитов

  • «перемалывающий» звук при вращении;
  • заклинивание стартера.

На стартерах с планетарным редуктором нет необходимости в статорных обмотках: высокооборотному двигателю достаточно набора ферритовых или неодимовых магнитов. Они устанавливаются в корпусе на клей.

магниты статора

Из-за хрупкости магнитов запрещается наносить удары по корпусу стартера – это приводит к растрескиванию магнита и высыпанию его фрагментов внутрь. Это в лучшем случае даст заклинивание ротора без серьезных повреждений, в худшем – вызовет обрывы в обмотках, разрушение ламелей коллектора. Стартер с поврежденным статором требует замены или, в качестве временного решения, полностью удаляется поврежденный магнит. Однако учтите, что это снизит мощность стартера.

Читайте так же:
Как работает холодная сварка

Причиной повреждения статора становится и люфт ротора из-за износа опорных втулок, в которых он вращается.

Проверка опорных втулок и хвостовиков валов

  • шумная работа (вплоть до воя при работе);
  • подклинивание стартера.

Все пары трения в стартере – это подшипники скольжения, не требующие смазки во время эксплуатации. Однако работают они в достаточно грязных условиях: например, втулка со стороны бендикса (стоящая «в клюве») загрязняется продуктами износа сцепления.

С ростом люфтов во втулках увеличивается шумность работы, когда ротор цепляет за статор. Увеличение люфта со стороны шестерни бендикса позволяет ей отжиматься в сторону под нагрузкой, тем самым вырастает зазор в зацеплении бендикса с маховиком, и шестерни подвывают.

извлечение неисправной втулки

Проникновение грязи во втулку приведет к появлению задиров на поверхности втулки или вала, вероятно заклинивание ротора из-за наволакивания металла втулки на вал.
Проверка и обнаружение ощутимых люфтов во втулках не означает необходимость в полной замене стартера: для отечественных продаются ремонтные наборы, для импортных можно выточить на заказ, что гораздо дешевле. Дефектная втулка извлекается с помощью метчика, нарезающего в ней резьбу – после этого закрутите в нее длинный болт с подвижным грузом (импровизированный обратный молоток), просто вкрутите болт, чтобы выдавить втулку наружу (внимание: при этом высока вероятность растрескивания алюминиевой крышки, металл перед выпрессовкой обязательно нагреваем!).

Дефектовка электрики

Проверка ротора

    ;
  • стартер вращается с явным натягом и остановками;
  • ощутимый запах горелой изоляции.

Как и у двигателя постоянного тока, у ротора электростартера есть коллектор – узел, позволяющий обеспечить необходимое направление магнитного поля в обмотках при вращении. Это достигнуто путем применения ламелей – набора узких контактов, вращающихся вместе с ротором и подключающих к щеткам то одну обмотку, то другую.

поврежденные ламели стартера

Значительные повреждения ламелей увеличат в разы износ щеток и снизят мощность стартера. Такой ротор ремонтируем в специализированной мастерской или заменяем новым.
Незначительные задиры, канавки на коллекторе устраняем самостоятельно. Зажав хвостовик ротора в патрон электродрели или шуруповерта, нужно сначала зашлифовать коллектор наждачной бумагой со средним зерном (200-300), а затем заполировать более тонкой (1500-2000).

зачистка коллектора

После этого обязательно прочистить прорези между ламелями от пыли с помощью ножа или плоской отвертки. Движения должны быть осторожными, чтобы нож или отвертка не соскочили на поверхность ламелей, поцарапав их.

зачистка прорезей между ламелями электростартера

При длительной прокрутке, особенно с использованием мощной «тещи» (пускового устройства, какими обычно пытаются «оживить» автомобили в автосервисах), обмотки ротора перегреваются. Если потемневшая изоляция с незначительным запахом гари терпима и указывает на ошибки при эксплуатации, то отслоение горелой изоляции – прямой повод к перемотке ротора или его замене, если это дешевле услуг специализированной мастерской.

Причиной перегрева частей обмотки становится ее короткое замыкание на корпус ротора. Проверяется это тестером в режиме прозвонки или лампочкой: один провод закрепляется на роторе, вторым поочередно касаемся каждой ламели коллектора. Замыкания между ними быть не должно.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Проверка щеточного узла

  • стартер не вращается;
  • снижена мощность стартера.

неисправные щетки стартера

У современных электростартеров используется две пары щеток. В каждой паре одна подает на коллектор ротора «плюс» питания, вторая – «массу». Со временем износ щеток неизбежен, что приводит к ухудшению контакта и сначала потерей стартером мощности, затем – к его полной остановке.

Щетки стартера должны иметь достаточную длину, позволяющую сжать пружины и надежно прижать их к ротору. Если щетки изношены неравномерно или от них осталось по нескольку миллиметров, требуется замена либо щеток по отдельности, либо щеточного узла в сборе в зависимости от конструкции конкретного стартера.

Читайте так же:
Как отполировать сталь в домашних условиях

Проверка статорной обмотки безредукторных стартеров

  • потеря стартером мощности или его полная остановка;
  • запах горелой изоляции.

Обмотки статоров безредукторных стартеров соединяются последовательно с ротором и имеют низкое сопротивление, поэтому в гаражных условиях проверить наличие межвитковых замыканий в них можно только визуально, по следам перегрева или механических повреждений. С помощью тестера или лампочки проверяем отсутствие замыкания на корпус, если таковое не предусмотрено конкретной схемой сборки стартера (модели, где статор подключен параллельно ротору). В первом случае тестер или лампочка подключается к «плюсовой» клемме статора, а второй вывод – к корпусу. Во втором случае предварительно отключаем от корпуса второй вывод обмотки.

При наличии на обмотках следов повреждения или перегрева, не говоря уже о признаках возгорания изоляции, статор подлежит замене или перемотке.

Проверяем работоспособность стартера

Стартер – специальный механизм, предназначенный для запуска авто. Это надежная деталь, но со временем она тоже приходит в негодность. Происходит это не сразу, обычно неисправности можно выявить до момента полного выхода из строя. Ниже мы расскажем, как проверить работоспособность стартера в домашних условиях.

Виды поломок

  • механические. Они возникают из-за износа комплектующих стартера (бендикса, якоря, щеток, обмотки) в ходе эксплуатации;
  • электрические. Появился пробой в электропроводке или электричество подается на узел неправильно.

Независимо от того, с каким видом поломки вы имеете дело, нужна комплексная диагностика стартера.

Как определить поломку стартера

О неисправности стартера свидетельствуют следующие признаки:

  1. Стартер вообще не срабатывает при повороте ключа в замке зажигания.
  2. Двигатель запускается, но стартер продолжает крутить.
  3. Стартер работает, но двигатель не запускается.
  4. Скрежет и нехарактерный шум при срабатывании стартера.

Что делать, если стартер не срабатывает

Не исключено, что стартер в рабочем состоянии, а запуску препятствуют другие факторы:

  • проверьте надежность соединения проводов аккумулятора и стартера;
  • проверьте заряд аккумулятора. Для этого включите аварийку и фары, если свет тусклый, аккумулятор разряжен. В таком случае, нужно прикурить автомобиль и при первой возможности зарядить аккумулятор.

Как проверить стартер, если аккумулятор в порядке

1. Проверка от аккумулятора

Проверка стартера от АКБ

Нужно замкнуть минусовую клемму аккумулятора на корпус стартера, а плюс подключить на верхнюю клемму реле.

Если шестерня не выдвигается, причин может быть несколько:

  • подгорели контакты втягивающего;
  • заклинило якорь;
  • перегорела обмотка стартера или реле.

В норме бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком, после чего шестерня начинает прокручиваться мотором стартера. Такой метод позволяет проверить втягивающее реле, при этом проверка втягивающего реле от аккумулятора достаточно достоверна.

2. Проверка щеток стартера

Щетки стартера

Щетки быстрее всего проверяются при помощи контрольной лампочки на 12 вольт. Один вывод лампы присоединяется на щеткодержатель, другой – на корпус. Если лампочка загорелась, пора менять щетки.

Также щетки можно проверить тестером — мультиметром. Для этого стартер нужно разобрать. Основная цель сводится к тому, чтобы проверить замыкание на массу. В норме щетки не должны замыкать.

3. Диагностика бендикса стартера

Бендикс стартера

Бендикс в исправном состоянии крутится только в одну сторону. Снимите его, и зажмите в тиски, попробуйте прокрутить в обе стороны, если крутится в обе, меняйте бендикс.

4. Проверка якоря стартера

якорь стартера

Для этого потребуется напрямую подавать напряжение 12 Вольт с аккумулятора на стартер. Другими словами, напряжение подается в обход в реле.

Если стартер крутит, значит, якорь в порядке. Если же вращения нет, тогда проблемным может оказаться как якорь, так и щетки. В такой ситуации стартер нужно разбирать, после чего провести дефектовку и проверку мультиметром, переведя устройство в режим омметра для замеров сопротивления.

Читайте так же:
Как называются короба для проводов

Проверка стартера мультиметром

Данный способ оптимален, если нет дефектоскопа или контрольной лампы. Тестер позволяет быстро прозвонить щетки и обмотки стартера на замыкание, а также проверить обмотки реле путем замеров сопротивления.

  • разберите устройство;
  • измерьте сопротивление между щетками и пластиной, затем между обмоткой и корпусом;
  • измерьте сопротивление между пластинами коллектора и сердечником якоря, а также корпусом стартера и обмоткой статора.
  • параллельно нужно получить показания, выполняя замеры между контактом выключения зажигания и постоянным плюсом (речь идет о болте шунта подключения обмоток возбуждения электрического двигателя стартера). Так можно проверить, в каком состоянии находится втягивающая обмотка реле. Нормальный показатель – от 1 до 1.5 Ом.
  • еще замеры производятся между выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле. Это позволяет проверить удерживающую обмотку втягивающего реле. Норма – от 2 до 2.5 Ом.

Обратите внимание, проводимости между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, а также между двумя обмотками быть не должно. Еще добавим, что сопротивление обмоток якоря минимальное, простым мультиметром его не измерить.

Тестером можно разве что осуществить прозвон обмотки на предмет того, что нет разрывов. Для этого при проверке нужно убедиться, что каждая ламель коллектора прозванивается с остальными. Еще можно проверить, падает ли напряжение на расположенных рядом ламелях после подачи на них постоянного тока 1А. В норме напряжение везде одинаковое.

Если вы не хотит вникать в то, как снять, как проверить снятый стартер и разобрать его для диагностики, приезжайте к нам на СТО. Мастера быстро проверят работоспособность стартера, вынесут свой вердикт и предложат варианты решения проблемы.

Диагностика и ремонт якоря стартера в условиях гаража

Стартер представляет собой узел, без которого не обходится ни одно транспортное средство, поскольку этот элемент является одним из основных в системе зажигания. Как известно, вечных деталей не бывает и время от времени стартерный узел имеет свойство выходить из строя. Подробнее о том, какие неисправности для этого элемента характерны и как проверить якорь автомобильного стартера своими силами в домашних условиях, вы сможете узнать из этого материала.

Возможные неисправности якоря

Неисправности, связанные со стартерным узлом, так или иначе затрагивают всю систему зажигания. О выходе из строя узла вы узнаете сразу, поскольку без него завести двигатель невозможно.

Основные неисправности, характерные для этого устройства:

  • износ коллектора, который может быть неравномерным;
  • замыкание между витками обмоток узла;
  • произошел пробой изоляции на массу;
  • распаялись коллекторные контакты;
  • износились шипованные элементы под втулки.

Чтобы вы могли решить неисправности такого рода своими силами, вам полезно будет знать, как проверить якорь стартера. Подробнее о диагностике и ремонте мы расскажем ниже.

Проверка стартерного узла тестером

Ремонт якоря

Одной из самых часто встречаемых проблем в работе якоря стартерного узла является короткое замыкание, в частности, речь идет об обмотках, расположенных на корпусе. Для того, чтобы решить такую проблему, потребуется произвести визуальную диагностику выходов инки, а также проводки элемента. Сделав это, вы сможете найти место, где произошел пробой. После того, как оно будет найдено, необходимо осуществить очистку контактов и диагностику сопротивления, для этого используется мультиметр. После этого следует заизолировать пробитый участок, для чего можно применять супер клей с асбестом.

Если визуальная проверка не позволяет найти место пробоя, для диагностики можно использовать другой метод. Он заключается в соединении всех ламелей устройства вместе, но для этого необходимо использовать специальную зачищенную проволоку. Когда ламели будут замкнуты, нужно будет подать напряжение на устройство (на коллектор и массу), а поскольку оно должно быть максимально высоким, для этого может потребоваться сварочный аппарат. Собственно, именно в этом заключается сложность метода. То место, где имеется пробой, будет выгорать (автор видео — Константин Петраков).

Читайте так же:
Как подключить цифровой приемник к телевизору тошиба

В том случае, если в работе узла произошло межвитковое замыкание, такую проблему можно определить при помощи специального девайса. Он так и называется — ППЯ — прибор для проверки якоря. Как показывает практика, зачастую замыкание обусловлено использованием погнутых или мятых проводов либо наличием токопроводящих частиц между ними. Если это так, то необходимо исправить все проблемы (выровнять провода и зачистить их от мусора), после чего сверху нанести слой лака, это позволит защитить устройство. Если данный метод не помог вам найти неисправность, вы можете перемотать якорь самостоятельно.

Что касается короткого замыкания, то обычно оно отражается и на функционировании коллектора. Впоследствии это может привести к перегоранию пластин, в результате чего данный элемент может полностью разрушиться. Если вам придется паять, то помните о том, что перед пайкой рабочие поверхности необходимо тщательно зачистить, для этого можно использовать бормашину. С помощью этого устройства можно произвести хорошую зачистку контактов, а также подводящих проводов. Когда проводка будет вмонтирована обратно в так называемые петушки, с помощью прибора для диагностики якоря его нужно будет проверить.

Проточка якоря на станкеНовый и отработанный якори стартера

Если вы будете паять, то в качестве материала рекомендуем приобрести неактивный флюс, а также олово. Прежде чем приступить к процессу, паяльник следует максимально прогреть, это позволит добиться необходимого результата. Также прогревать необходимо и провода, поскольку припой должен хорошо расплавиться, чтобы он мог попасть в место пайки. Когда пайка будет завершена, необходимо будет обработать это место при помощи растворителя, после чего опять произвести диагностику якоря с помощью прибора.

Как показывает практика, наши соотечественники часто сталкиваются с проблемой износа коллекторных пластин, причем неравномерного. Кроме того, коллектор даже может сместиться в отношении своей оси — все эти неисправности обычно обусловлены износом щеточного узла или коллектора в целом. Если говорить о пластинах, то такая проблема проявляется в результате неплотного прилегания щеточных элементов, что способствует образованию так называемой дуги во время работы, изнашивающей пластины. Если это так, то решить проблему позволит проточка коллектора, но учтите, что для этого понадобится специальный токарный станок. Когда проточка будет завершена, устройство необходимо будет очистить от стружки и другой грязи, которая может привести к его неработоспособности.

Заключение

В целом процесс диагностики и ремонта якоря стартерного узла — не особо сложная задача. Если вы знакомы с основами электротехники, то вполне сможете справиться с проверкой самостоятельно. В том случае, если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше купите новый стартер или доверьте процедуру ремонта специалистам.

Видео «Ремонт стартерного узла в домашних условиях»

Как правильно отремонтировать устройство и какие нюансы при этом нужно учитывать — узнайте из видео (автор — канал АВТО РЕЗ).

Диагностика якоря стартера своими руками

якорь стартера

  • Пробой изоляции на массу;
  • Замыкание между витками;
  • Износ шипов под втулки;
  • Неравномерный износ коллектора;
  • Распайка коллекторных выводов.

Эти неисправности провоцируют выход из строя стартера автомобиля, а соответственно и систему зажигания. Как правило, данные поломки не решаются в одно мгновение, а требуют некоторого времени и сил. Неисправности можно решить при помощи специалистов и самостоятельно, но для выполнения этих работ необходимо запастись необходимым инструментом и кое-каким оборудованием.

Ремонт якоря

Короткое замыкание обмоток на корпусе якоря создает огромную проблему. Чтобы разобраться с поломкой и решить проблему необходимо тщательно просмотреть выходы шинки и провода, выходящие из пазов, якоря.

омметр

Таким образом можно определить место пробоя. Определив место появления искры или дуги нужно хорошо почистить контакты в этом месте и проверить сопротивление омметром. Далее нужно изолировать проблемный участок. Для этого можно использовать немного асбеста и супер клей. В реакции с асбестом клей застывает мгновенно.

Читайте так же:
Как определить фазу и ноль индикаторной отверткой

В том случае, если вы не можете определить место пробоя, используя первый вариант, можно использовать более радикальный, но стопроцентный вариант. Для этого нужно соединить все ламели вместе, используя зачищенную медную проволоку или другой материал. После чего нужно кратковременно подать напряжение, используя сварочный аппарат на массу якоря и коллектор. Таким образом в месте короткого замыкания будет наблюдаться дуга, и место будет выгорать. В тех редких случая, когда не удается определить место короткого замыкания, якорь можно перемотать, если у вас возникнет желание.

прибор проверки якоря стартера

Замыкание межвитковое -эта неисправность определяется с помощью специального устройства, которое так и называется «прибор проверки якоря» (это своего рода трансформатор). Довольно часто межвитковое замыкание происходит на видимых участках. Причиной такой поломки могут быть смятые или погнутые провода на обмотке, а также токопроводящие частицы между ними. В таком случае необходимо удалить все эти помехи. После починки, желательно, нанести слой лака. Это создаст некую защиту. Если и этот способ особо не помог, вы также можете осуществить перемотку якоря.

зачистка коллектора стартера

Как правило, короткое замыкание на обмотке якоря негативно влияет и на коллектор. В результате выгорают его пластины, и он полностью разрушается. Главное правило при пайке – если хорошо зачистить поверхность, пайка будет соответственной. Зачистка осуществима на «отлично» при помощи бормашины. Ею нужно зачистить контакты петушков, его поверхность и провода, подходящие к нему. После того, как провода будут установлены обратно в «петушки», тут применяется проверка якоря стартера при помощи ППЯ (прибор проверки якоря). Им проверяется возможность возникновения межвиткового замыкания или пробоя. Если ничего не обнаружено, можно приступать к пайке. Материалом для пайки, лучше использовать олово и неактивный флюс. Перед пайкой нужно хорошо прогреть паяльник (также он должен быть массивным не менее ста Вт). Повода необходимо тщательно прогревать, так как нужно соблюсти отличное расплавление припоя. Он должен полностью проникать в места спайки, это создаст лучший контакт. После того, как пайка окончена, место припайки нужно протереть растворителем и еще раз проверить ППЯ.

Очень часто встречаются случаи, что при разборке стартера, можно наблюдать неравномерный износ коллекторных пластин, а также его смещение относительно оси. Каждая такая неисправность является причиной износа щеток и к полному износу коллектора. Так вот, износ пластин происходит по той причине, что щетки неплотно прилегают к коллектору. В результате при работе возникает некая дуга, которая изнашивает пластины. В этом случае желательно сделать проточку коллектора используя токарный станок. Важно: при установке якоря на токарный станок большое внимание придается центровке шипа. Так как отклонение от нормы не должно превышать 0.05 миллиметра. После того, как проточка выполнена, нужно очистить якорь от стружки и остальной инородной массы.

В результате выполнения вышеуказанных ремонтных мероприятий можно считать, что якорь стартера отремонтирован и готов к эксплуатации.

Видео «Диагностика якоря стартера»

Видео о том, как проверить любой стартер без спецприспособлений и стендов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector