Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меняем батарейку в мультиметре своими руками

Меняем батарейку в мультиметре своими руками

замена батарейки в мультиметре

В один прекрасный день вы поворачиваете переключатель режимов мультиметра, индикатор прибора мигает и сразу выключается. Скорее всего ваш прибор вполне исправен, просто разрядилась батарейка и пришло время ее менять. В данной заметке мы рассматриваем мультиметр с питанием от батарейки 9V типа «крона», которая содержится внутри корпуса прибора. Это пошаговое руководство подойдет для большинства современных недорогих мультиметров, но на всякий случай, перед покупкой батарейки посмотрите на заднюю крышку прибора. Возможно, ваш мультиметр питается от пальчиковых батареек и имеет батарейный отсек с крышкой на защелке. В этом случае замена элементов питания тривиальна и вы не нуждаетесь в этой инструкции.

Выбор батарейки

выбор батарейки типа "крона" на 9V

На сегодня на рынке доступно два вида батареек на 9V

  • Батарейки с солевыми элементами питания маркируются 6F22 стоят дешевле, но имеют меньший срок службы. Большинство производителей мультиметров устанавливают их в новые приборы.
  • Батарейки с щелочными элементами питания (super alkaline) содержат в маркировке 6LR61, служат значительно дольше и соответственно стоят дороже. Бренд особого значения не имеет, более именитый просто запросит больше денег.

Замена батарейки

Важно! Перед началом работ не забудьте отключить прибор.

мультиметр со снятым чехлом

Для замены элемента питания корпус прибора придется разобрать. Для этого снимаем с мультиметра защитный чехол, если он есть, и, в нашем случае, откручиваем два маленьких шурупа скрепляющих половинки корпуса между собой и аккуратно снимаем заднюю крышку. Внутри мы видим плату прибора и батарейку в отдельном отсеке.

замена батарейки в мультиметре

Вытаскиваем старый элемент питания, отсоединяем колодку, подсоединяем новую батарейку, которую аккуратно укладываем обратно в предназначенный для нее отсек. Не бойтесь перепутать полярность, форма клемм на колодке и батарейке не позволит этого сделать.

батарейка в мультиметре

Осторожно закрываем заднюю крышку, завинчиваем шурупы, одеваем чехол.

мультиметр

Для проверки включаем прибор и, если сделано все правильно, видим работающий индикатор — мультиметр готов к работе. И на последок, если ваш прибор не имеет функции автоотключения, не забывайте его выключать, иначе батарейка очень быстро разрядится снова.

Как проверить крону мультиметром

Расскажу о простом способе исправить положение, когда села крона и тестер отказывается работать, а купить батарейку в данный момент негде или некогда.
Простая схема блокинг генератора и стабилизатор напряжения помогут в этом.
ниже приведу пример реализации этой затеи. В качестве источника питания может выступать любая батарейка с напряжением от 0.7 в до 6 в. Чаще валяется без дела несколько АА или ААА элементов уже подсевших, но ещё не дохлых. Вот их мы и будем использовать. В моём варианте как раз использована севшая батарейка АА, можно конечно использовать "свежую" и при этом тестер будет работать в разы дольше, да и экономия по сравнению с покупкой *кроны* будет ощутимее, ведь к примеру 1шт "Дюрасел" формата АА стоит около 0.4-0.5$ , а крона уже начинает от 1-2$, говорю о "нормальных" а не нонейм китайских солевых по 0.3-0.5$. В итоге помимо того, что сама батарейка стоит более чем в два раза дешевле, так ещё и срок службы у неё будет в два три раза больше. В итоге имеем экономию в ШЕСТЬ раз и всегда есть возможность использовать до конца завалявшиеся батарейки. Использовать аккумуляторы можно, но у них саморазряд больше чем ток потребления всего устройства, так что их использование не совсем оправдано, но вполне возможно.
И так начнём.
Гам понадобиться один транзистор, его мощность не принципиальна, достаточно будет и малой мощности, но можно и средней или высокой, тут у кого что есть, пусть он будет с н-п-н структурой, таких навалом даже в самых старых платах, так что выпаиваем и откладываем в коробку. Так же нам понадобиться ВЧ диод , всего один, но без него никак, в моём случае я применил her207, ток и напряжение здесь не важно, так как их выпускают минимум на ток 50 мА и напряжение от 50 В, наша же схема потребляем максимум 40 мА и то если использовать прозвонку с зуммером. Так же понадобиться один электролитический конденсатор, его ёмкость не принципиальна, можно взять от 10 мкф до 220 мкф, а вот напряжение должно быть от 35 в. так же нам понадобиться крен стабилизатор напряжения, я применил импортный аналог в лице LM7809, теплоотвод её не нужен, так как ток потребления мизерный и рассеиваемая мощность тоже. Так же не забудем о выключателе, он заметно нам упростит жизнь и сослужит на благо удобству пользования тестером, да и батарею будет проще экономить. Так же нам понадобиться постоянный резистор с сопротивлением от 330 Ом до 3.3 кОм — его номинал подбирается по минимальному потреблению тока на холостом ходу всей схемой. Но это всё ничто без "сердца схемы", а именно трансформатора. Трансформатор нужно мотать самому, но можно и поискать готовый, хотя при этом габариты и КПД могут быть не лучшими для нас.
Был у меня трансформатор от дежурного питания компьютерного блока питания, вот его я и решил применить, сначала подключил без перемотки, при этом всё заработало, но ток потребления составил более 100 мА, что нам уж очень много, по этому было решено его перемотать, да и габариты немного уменьшить.
Для этого удаляем скотч с сердечника и нагреваем магнитопровод, у меня это хорошо получается на температуре 300 градусов дядьки Цельсия.

Читайте так же:
Лазерный уровень как работать

Тест батареек Крона

Мне всегда было интересно, как дорогие батарейки отличаются от дешёвых и насколько велико отличие солевых и щелочных батареек. Я протестировал 12 батареек типа «Крона» и делюсь результатами.

В 2014 году я устроил «Грандиозное тестирование батареек» (habr.com/ru/company/madrobots/blog/364773), протестировав 255 «пальчиковых» и «мизинчиковых» батареек АА и ААА. В 2018 году я сделал тест дешёвых батареек ААА, в 2019 году ещё один тест батареек ААА (habr.com/ru/company/lamptest/blog/458856).

Я давно хотел протестировать многие типы батареек, и сейчас начал это большое дело.

Первым делом было решено протестировать «Кроны», ведь до начала теста я даже приблизительно не знал, сколько энергии они дают.

Батарейка Крона имеет номинальное напряжение 9 вольт и содержит шесть полуторавольтовых элементов внутри.

Солевые «Кроны» называются 6F22, у них металлический корпус и внутри шесть «таблеток». Начальное напряжение у такой батарейки около 10 вольт.

Щелочные (alkaline) «Кроны» называются 6LR61, у них пластиковый корпус и внутри шесть цилиндрических элементов АААА. Начальное напряжение у такой батарейки около 9.6 вольт.

Для тестирования использовался модифицированный прибор EBD-USB+ в режиме регистратора напряжения. Он подключается к компьютеру и записывает в файл точные значения напряжения на батарейке каждые две секунды.

У прибора есть встроенная электронная нагрузка и функция измерения тока, но я их не использовал: ток измеряется с точностью до 1 мА, чего в данном случае не достаточно, а в качестве нагрузки для «Крон» лучше использовать постоянный резистор, чтобы разрядный ток снижался по мере падения напряжения, выдаваемого батарейкой.

В качестве нагрузки использовался резистор, сопротивлением 234.0 Ом (сопротивление измерено точным мультиметром), при этом ток в процессе разряда падал от 40 до 23 мА.

Читайте так же:
Как собрать подшипник если он развалился

На разряд одной батарейки уходило от 6 до 22 часов.

Производители указывают для солевых батареек «Крона» срок хранения 3 года, для щелочных от 3 до 10 лет. В тесте приняло участие пять моделей «свежих» батареек (3 щелочные, 2 солевые), две щелочных батарейки с истекающим сроком годности, солевая батарейка с недавно истекшим сроком годности и щелочная батарейка, выпущенная в 2013 году, срок хранения которой закончился в 2016 году.

Так выглядят разрядные кривые протестированных батареек.

Сразу видно, что с батарейками Эра и Videx что-то не то.

«Эра» щелочная, срок годности у неё был до 09.2020 (даты выпуска нет), но начальное напряжение всего 8.76 В. Похоже, просто попалась бракованная.

«Videx» солевая, выпущена в октябре 2016 года, срок годности до 10.2019, то есть просрочена на полгода. Начальное напряжение 9.73 В.

У жёлтой безымянной батарейки из Ашана срок годности закончился три с половиной года назад, в 2016 году. Она дала меньше энергии, чем другие щелочные батарейки, но не так и мало, как можно было ожидать. Её начальное напряжение также немного ниже нормы — 9.19 В.

Интересно, что разные батарейки ведут себя совершенно по разному. Некоторые плавно разряжаются до конца, а другие плавно разряжаются до определённого момента, а потом напряжение на них резко падает.

Результаты при разряде до 5.4 В (каждый элемент разряжен до 0.9 В).

Лучшая щелочная батарейка (ей оказалась дешёвая Ergolux за 90 рублей) дала 4.38 Wh.

Минимальная энергоёмкость из «свежих» щелочных батареек у Трофи — 3.74 Wh (на 15% меньше лидера).

Дешёвая батарейка из Ашана, которой уже семь лет, и срок хранения которой закончился три с половиной года назад, дала 3.14 Wh энергии, что всего на 16% меньше новой «Трофи».

Новые солевые батарейки дают 0.86-1.03 Wh энергии, то есть в 3-5 раз меньше щелочных.

Читайте так же:
Новые электрические счетчики как снимать показания

Нагрузка 40 мА для солевых «Крон» слишком велика (впрочем, имеющийся у меня радиомикрофон, питающийся от «Кроны» потребляет как раз 40 мА), поэтому я купил ещё по одной батарейке Kodak и Camelion и провёл второй тест, использовав в качестве нагрузки резистор 397.4 Ом (ток разряда от 23 до 14 мА).

На графике видно, что солевым батарейкам при такой нагрузке работать гораздо легче.

В этом режиме солевые батарейки дают существенно больше энергии. Батарейка «Kodak» дала 1.26 Wh (в первом тесте было 0.86 Wh), Camelion — 1.3 Wh (в первом тесте 1.03 Wh), причём Camelion явно лучше выдерживает большую нагрузку.

Все данные тестирования можно посмотреть в экселевском файле krona.xls. Там есть результаты разряда до 4.2 В (0.7 В на каждом элементе), начальные напряжения и вес всех батареек, даты производства, штрихкоды.

Конечно для того, чтобы делать общие выводы, данных одного, не очень объёмного теста, недостаточно, но уже сейчас можно выделить следующие моменты:

Как проверить заряд батареек

Большинство современных приборов работает на портативных элементах питания, подразделяющихся на два основных вида: одноразовые (гальванические) и аккумуляторные. А также несколько типов: пальчиковые стандартные (AA), мини и микро (AAA, AAAA); «крона»; «бочонки» D и С; «таблетки» CR (AG).

Аккумуляторы можно заряжать неоднократно, а одноразовые источники энергии, использовав по максимуму, утилизировать в соответствии с требованиями.

Типы батареек

Отличия обычных батареек от аккумуляторных

Можно ли зарядить обычную батарейку

Гальванические элементы бывают щелочными (алкалиновыми) и солевыми. Химические реакции, происходящие в них, необратимые. Поэтому вопрос о том, как зарядить батарейку, остается без ответа. Некоторые «Кулибины» пытаются вдохнуть новую жизнь в изделие с помощью обычного сетевого зарядного устройства, оголив его контакты и приложив к контактам батарейки, но такие попытки дают сильный нагрев элемента и могут закончиться взрывом, ожогами рук и иными неприятностями. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что батарейку таким образом иногда удается восстановить, но не более чем на 15%, поэтому овчинка выделки не стоит. Можно еще нагреть батарейку феном, побить молотком или просто постучать ею по твердому, но и эти способы малоэффективны и иногда опасны.

Строение батарейки

Как зарядить аккумуляторную батарейку

Совсем другая история с аккумуляторными элементами — их можно подпитать, используя специальное зарядное устройство. Определить в магазине, какие батарейки можно заряжать, а какие нет, несложно. Для этого достаточно внимательно рассмотреть упаковку.

На заряжающихся модулях, в отличие от обычных, есть надпись mAh, которая расшифровывается как «миллиампер в час» и обозначает емкость. Чем выше емкость аккумуляторной батареи, тем дольше ее рабочий цикл до подзарядки. На корпусе такого модуля пропечатывается слово «rechargeable», что в переводе с английского значит «перезаряжаемый». Аккумуляторы стоят намного дороже обычных батареек, хотя и последние могут быть не из дешевых, особенно если речь идет об алкалиновых элементах. Если на товаре присутствует надпись «do not recharge», то это значит, что модель не восстанавливаемого типа, и цикличной подпитке не подлежит.

Читайте так же:
Как проверить передаточное число редуктора
Аккумуляторы

У гальванических и аккумуляторных моделей разное напряжение: 1,5V и 1,2V соответственно. Об этом тоже есть надпись на корпусе, но можно проверить и самому, имея мультиметр, или в случае с аккумуляторами — «умное» зарядное устройство.

Итак, отвечая на вопрос, как зарядить пальчиковую батарейку, резюмируем:

  • Обычная батарейка подзарядке не подлежит, хотя может быть частично восстановлена кустарными методами. Довольно быстро израсходовав заряд в мощном электроприборе, она еще может послужить в устройстве малой мощности. После этого подлежит обязательной утилизации. При этом, щелочные элементы, как правило, более «долгоиграющие», чем солевые. За редким исключением. Но тогда свою роль играют бренд и стоимость.
  • В аккумулятор после выработки можно «вдохнуть» новую жизнь путем зарядки, и так много раз подряд. Современные аккумуляторы рассчитаны в среднем на 1000 циклов перезарядки. А чем больше заявленная для них емкость, тем выше шансы длительной работы в требовательных приборах.

Понимание вышеизложенного позволяет выбрать оптимальный для своих приборов источник электричества, позаботившись тем самым о его длительном функционировании.

Как проверить заряд обычной батарейки?

Со временем в каждом доме скапливается большое количество использованных батареек. Не спешите их выбрасывать. Некоторые действительно придется утилизировать, но добрая часть еще пригодится в бытовых приборах: плеерах, фонариках, пультах ДУ. Чтобы сортировать источники энергии, необходимо разобраться, как проверить батарейку.

Мультиметром

Первый и самый верный способ: с помощью мультиметра. Для начала можно провести тест без нагрузки, сразу исключив из общего количества непригодные батарейки. Мультиметр включается, выбирается режим для измерения напряжения, устанавливается граничный предел 20V. Далее прикладываем щупы к контактам батареи и смотрим, какое значение высветилось на экране.

Проверка мультиметром без нагрузки

Остаточный ресурс элемента питания определяется показаниями тестера:

  • напряжение более 1,35 В — батарейку можно ставить в любой домашний электроприбор;
  • показатели находятся в диапазоне 1,2 В – 1,35 В — элемент подойдет для менее требовательных устройств;
  • значение меньше 1,2 В — продукт остается только выбросить, под нагрузкой его тестировать бессмысленно.

Очевидно, нет никаких сложностей в том, как проверить батарейку тестером. Также просто выполняется процедура с нагрузкой, например, с применением лампочки. Тест покажет вольтаж изделия, если вставить ее в электрическое устройство. Это поможет определить, в каком приборе источник энергии еще сможет принести пользу.

Рассмотрим по порядку, как проверить батарейки тестером под нагрузкой:

  • Необходимо приложить щупы мультиметра к контактам исследуемого модуля питания.
  • Параллельно подсоединить нагрузку (можно небольшую лампочку) и подождать секунд 30.
  • Посмотреть результат.
  • Сортировать батарейки по следующим признакам: с зарядом 1,1V и ниже только утилизировать, с зарядом до 1,3V можно применить в фонарике, пульте ДУ. Если в батарее заряд составляет 1,35V, то ее можно использовать в часах, плеерах, фотоаппаратах и других устройствах.

Без мультиметра

Если под рукой тестера не оказалось, можно проверить батарейку на работоспособность более простым, но менее точным способом. Для этого нужно поднять ее перпендикулярно горизонтальной твердой поверхности на высоте 2 – 3 см и аккуратно отпустить.

Читайте так же:
Как соединить медь с алюминием в распределительной

Если батарейка рабочая, то она упадет с твердым звуком и, скорее всего, останется стоять. Выработанный элемент издаст при падении приглушенный звук и опрокинется.

Если метод не помогает, увеличьте высоту падения батарейки до 20 см. Заряженный элемент просто упадет на бок, а вот разряженный может несколько раз подскочить и отлететь от места падения на несколько см. Бытует мнение, что данный способ проверки работает только с алкалиновыми батарейками, но точного подтверждения этому нет.

Ну, и самый простой метод проверить работоспособность батарейки, это вставить ее в тот или иной прибор, например, в пульт, который требует минимального остаточного ресурса для работы. Если батарейки не работают в пульте, их можно смело выбрасывать.

Заряжаем аккумулятор правильно

Даже самые качественные гальванические модули достаточно быстро исчерпывают свой заряд. Другое дело — аккумуляторные. Они будут служить намного дольше, особенно если знать, как заряжать аккумуляторные батарейки правильно.

Восстанавливаемые модули классифицируются в зависимости от основного материала и бывают:

  • никель-кадмиевыми (Ni-Cd); (Ni-Mh); (Li-ion).

Для восполнения в них энергии продаются зарядные устройства, как обычные, так и «умные». Вторые, как правило, имеют более расширенный функционал: тест и восстановление емкости, предварительный разряд, капельный заряд, выявление нерабочих аккумуляторов, защиту от перезаряда и т.д. Каждое зарядное устройство имеет свою силу тока заряда, от которой зависит время зарядки аккумуляторов.

«Умное» зарядное устройство

В этой связи, несложно посчитать, сколько заряжать аккумуляторные батарейки тем или иным устройством. Для этого воспользуйтесь следующим расчетом: разделите заявленную емкость батареи на числовой показатель тока заряда, затем результат умножьте на 1,4. Такая формула подойдет для всех элементов.

Кроме того, существует ряд правил, соблюдение которых поможет продлить жизнь аккумулятору и обеспечить его продуктивную работу.

  • Чем выше сила тока заряда, тем быстрее не только время зарядки, но и износ аккумулятора. Поэтому, следует определиться, что для вас важнее: скорость зарядки или срок жизни аккумулятора, и уже в соответствии с этим выбирать зарядное устройство.
  • Любой новый аккумулятор, кроме литиевого, нуждается в формовке. То есть, его нужно полностью разрядить, а потом зарядить, и так 3 – 4 раза. Это важно для того, чтобы аккумулятор раскрыл свой потенциал, а заряд сохранялся в полной мере после всех следующих циклов. Устройство и принцип литиевых аккумуляторов не требует соблюдения данного правила. Для них куда более важно, часто не допускать полной разрядки, достаточно делать это раз в два месяца, а заряд держать в пределах 20 – 80%.
  • «Умершие» аккумуляторы часто можно восстановить с помощью «умного» зарядного устройства, поддерживающего режим восстановления емкости.

Вот и все. Мы рассмотрели способы, как проверить заряд обычного пальчикового элемента и как зарядить аккумуляторные батарейки. Как видим, эти несложные процедуры позволяют максимально использовать энергию портативных блоков, экономить денежные средства, бережно относиться к электрическим устройствам и вовремя утилизировать непригодные изделия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector