Opori-osveshenia.ru

Опоры освещения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фиксаторы резьбы: что обязательно надо знать о них до использования

Фиксаторы резьбы: что обязательно надо знать о них до использования

Пусть это будет чисто техническая заметка. Отдельно я писал про курьезную историю, которая произошла из-за неправильного применения фиксатора резьбы — рекомендую ознакомиться. Здесь только техническая информация, пусть и немного. Знания, полученные из заметки смогут обезопасить вас от нецелевого применения такой спец жидкости как фиксатор резьбы.

Какие бывают фиксаторы и по какому принципу работают

Фиксаторы резьбы — жидкости достаточно опасные. Неправильное применение фиксатора резьбы гарантированно приведет к нежелательным последствиям.
Фиксаторы резьбы бывают красные и синие (зеленые). Отличаются они по принципу откручивания:

  • Красные (неразъемные) необходимо нагреть до высокой температуры, без этого открутить болт с таким фиксатором не получится. Выдерживают бОльшую температуру. Используются, как правило, на крутящихся и высокотемпературных узлах (к примеру тормоза или болт крепления коренного шкива к коленвалу).
  • Синие (разъемные) откручиваются при помощи большого усилия. Используются на низкотемпературных узлах, где вероятность отвинчивания не велика. Как правило, защищают от отвинчивания при воздействии вибрации (например, крепление кронштейна непосредственно к двигателю).

Классификация не всегда совпадает с цветом, поэтому главным критерием является разъмный/неразъемный. Так же обратите внимание, что в последнее время наряду с разъемностью так же начали выпускаться фиксаторы с разной степенью фиксации, оставаясь при этом разъемными или неразъемными.

Принцип работы прост. На поверхность болта наносится жидкость, которая при высыхании связывает две металлические поверхности. Примитивным фиксатором резьбы может являться обычный лак для ногтей. Но использовать его стоит только там, где откручивание не критично. В критичных узлах используйте только специализированный фиксатор. Его стоимость не высока. Максимум 150 рублей за тюбик, которого хватит на большое количество ремонтов.

Как наносить

Во-первых, надо быть уверенным в том, что на данный болт просто требуется нанесение фиксатора резьбы. Чтобы это узнать, надо найти руководство по ремонту вашего авто, и прочитать. Обычно данная информация пишется в том же разделе, что и моменты затяжки.

Если уверенность есть, то открываете тюбик с фиксатором, и наносите на резьбу, в том месте болта, где будет находиться гайка, полоску примерно в 5 мм (обычно это одна капелька). Когда будете закручивать болт, фиксатор сам распределится по соприкасаемой поверхности.

Как открутить

Синий фиксатор должен откручиваться без проблем. В крайнем случае, можно незначительно нагреть деталь, однако на практике до этого доходит редко.

С красным фиксатором достаточно часто стоит потрудиться. Первая проблема, это узнать о присутствии красного фиксатора. Если вы знаете, что на каких либо узлах, подлежащих ремонту нанесен красный фиксатор резьбы, и вы отдаете автомобиль в автосервис, предупредите мастеров, чтобы они ненароком не свернули голову гайке или болту. Обычно это узнается уже по факту откручивания. Очень сильно помогает справиться с красным фиксатором нагрев детали газовой горелкой. Опасность тут в том, что редко когда рядом с нагреваемой деталью нет ничего пластмассового. Во избежание расплавления чего-либо, изготовьте экран из асбеста, или хотя бы жести, чтобы прямое пламя не попадало за пределы нагреваемой детали. И убедитесь, что к нагреваемой детали не примыкает ничего пластикового. Когда деталь нагрелась, необходимо быстро открутить болт, так как при остывании красный фиксатор может вновь схватиться.

Фиксатор резьбы – разновидности, для чего он нужен

Фиксатор резьбы – разновидности, для чего он нужен

откручивание гайки зафиксированной резьбовым фиксатором

Резьбовые соединения безусловно удобны, но обладают серьезным недостатком. При внешнем механическом воздействии, возможно ослабление крепления, вплоть до полного разъединения.

Читайте так же:
Схема распиловки бревна на ленточной пилораме

Для сохранения надежности, требуется фиксатор резьбы. Существует множество механических приспособлений, которые удерживают гайку (винт) от самораскручивания. Про жидкие фиксаторы читайте ниже.

Шплинт представляет собой согнутый пополам стержень с ушком на месте сгиба. Устанавливается в отверстие болта, а на гайке предусматриваются специальные пазы для фиксации. После закручивания соединения, свободные концы шплинта разводятся – крепление зафиксировано.
шплинт и шайба механические фиксаторы резьбы

ступичная гайка механический фиксатор резьбы

Применяется на узлах, требующих высокой надежности соединения. Например, ступичная гайка на колесе автомобиля. Стопорная шайба с фиксацией подкладывается под гайку, и фиксируется от проворачивания на неподвижной части конструкции. На шайбе имеется лепесток, который загибается на угол 90°, и прижимает одну из граней гайки.

Стопорная шайба пружинного типа

Стопорная шайба пружинного типа. Представляет собой один виток пружины, который подкладывается под гайку при закручивании соединения.

Стопорная шайба с зубчиками

Действие основано на создании распорного усилия. Отлично противостоит раскручиванию от вибрации. Стопорная шайба с зубчиками. На внешнем диаметре тонкой шайбы выполняются насечки, повернутые на определенный угол.

гайка с пластиковой втулкой

Помимо распорного эффекта, зубчики увеличивают сопротивление при раскручивании резьбы. Гайка с овальным сечением либо пластиковой втулкой. Обжимает резьбу, повышая усилие при откручивании болта. Хорошо противостоит вибрациям, но может ослабить соединение при вращательной нагрузке.

Все эти фиксаторы имеют общий недостаток: они вносят изменения в конструкцию: требуется замена штатных элементов крепежа, либо приобретение дополнительных деталей. А как зафиксировать штатное соединение, без лишних компонентов?

Простое решение – жидкие резьбовые фиксаторы

Механический фиксатор резьбы подходит не для всех видов соединения. Довольно часто при сборке узла нет возможности установить сторонний предмет в конструкцию.

В таких случаях применяются клеевые фиксаторы: сам по себе фиксирующий состав не в состоянии удерживать детали, но предотвратить раскручивание гайки (болта) – запросто.

Раньше, для фиксации резьбовых соединений применялись лаки и краски. При закручивании, на резьбу просто наносилась капелька прочной краски, и гайка не откручивалась без приложения дополнительного усилия.

Видео тестирование резьбовых фиксаторов

Однако подобный метод не отличался надежностью – все-таки лакокрасочные составы не предназначены для механического закрепления. Кроме того, в пространстве между витками резьбы, где ограничен доступ воздуха, затвердевание состава не происходит, или происходит слишком медленно.

Поэтому от практики «капнуть краской на резьбу» давно отказались. Сегодня применяются специальные клеи или герметики: так называемые анаэробные фиксаторы резьбы.

Принцип работы анаэробных фиксаторов

Для надежного закрепления, клеевой состав должен из жидкого агрегатного состояния перейти в твердое: то есть, полимеризоваться. По такому принципу работают все герметики и клеи: пока состав находится в герметичном сосуде – он жидкий.

После нанесения на обрабатываемую поверхность, химические компоненты вступают в реакцию с кислородом, и происходит отвердевание. Проблема резьбовых фиксаторов в том, что основная рабочая поверхность остается герметичной (внутри витков резьбы).

Доступа кислорода нет, полимеризация не происходит. Что нужно для нормального завершения реакции? Такое свойство имеют анаэробные микробы, развивающиеся в условиях ограниченного доступа кислорода.

loctite 262 фиксатор резьб

Фиксаторы резьбы, работающие по этому принципу, получают «команду» на полимеризацию при нанесении, когда происходит контакт с воздухом. А завершается реакция уже в замкнутом пространстве между витками. Типичный пример — фиксатор резьбы Loctite.

Технологически, это однокомпонентный клей, обладающий отличной текучестью до начала полимеризации. Реакция начинается сразу после нанесения: состав вступает во взаимодействие с металлом, и затвердевает при отсутствии кислорода.

Читайте так же:
Станок для сварки ленточных пил цена

Между внутренней и внешней резьбой образуется пластиковый полимер, который не подвержен усадке. Химический состав герметика обладает высокой адгезией, для срыва фиксатора с поверхности требуется приложить большое усилие.

фиксатор резьбовых соединений Permatex

Составы этой марки – самые распространенные на рынке, название стало фактически нарицательным именем. Существуют и более продвинутые модели, например, Permatex.

Чтобы понять разницу, посмотрим на цветовую индикацию герметиков для резьбы:

  • красный – особой прочности, разблокируется только при большом усилии;
  • синий – средняя фиксация, хорошо держит вибрацию;
  • зеленый – применяется для не очень ответственных соединений.

Так вот, синий Permatex имеет такую же прочность, как красный фиксатор резьбы Loctite.

Правильное применение фиксаторов

Чтобы фиксатор резьбы надежно закрепил соединение, необходимо выполнить ряд условий:

  1. Поверхность должна быть чистой и обезжиренной.
  2. Не допускается использование масел или проникающих жидкостей (типа WD-40) до полного затвердевания состава.
  3. Резьбовое соединение не должно иметь дефектов и выработок. Многие не понимают, для чего нужен фиксатор резьбы, используя его на дефектных болтах (гайках). Никакой, даже самый прочный герметик не заменит резьбовое соединение.

Как правильно нанести фиксатор резьбы?

Распространенная ошибка – размазывание состава тонким слоем вдоль витков. Пастообразный герметик следует наносить колбаской, поперек резьбы. Более жидкая субстанция должна полностью покрывать внешний диаметр резьбы.

схема работы анаэробного фиксатора резьбы

При вкручивании болта, масса равномерно распределится по виткам, без образования зазоров. Например, на тюбиках «Вюрт» есть специальный носик-аппликатор.

способ наненесения фиксатора на резьбу

Количество использованного герметика зависит от его назначения. Красный состав сильной фиксации наносится по всей поверхности, а синий – только по длине гайки.

Лишний клей не добавит прочности, вы просто быстрее израсходуете тюбик.

Какой фиксатор лучше: красный или синий?

Химические закрепители резьбы не являются взаимозаменяемыми – каждый сорт применяется строго по назначению. Утверждение: «чем прочнее, тем лучше» является ошибочным.

Если соединение одноразовое, либо очень ответственное, (то есть не предполагает частого раскручивания), используйте красный цвет. Он настолько прочен, что при демонтаже можно повредить болт или гайку.

Сравнение степени фиксации синего и красного фиксаторов — видео

Разъемное соединение лучше фиксировать синим герметиком. После раскручивания и очистки поверхности, можно нанести фиксатор повторно. Зеленый состав применяется в конструкциях, не подверженных механическим воздействиям.

Сравниваем резьбовые фиксаторы различных производителей

С точки зрения состава, любой фиксатор резьбы состоит из одинаковых компонентов. Зайдя в профильный магазин, вы увидите массу предложений: «Перматекс», «Абро», «Локтайт», «Вюрт».

различные типы фиксаторов резьбы

Практически все производители автомобильной химии имеют эти герметики в своем ассортименте. Почему при одинаковых заявленных характеристиках, тюбик хорошего фиксатора (по заверениям продавцов) имеет разную цену?

Наиболее дорогой сегмент – герметики, которые применяют автопроизводители. Для неразъемных соединений используются составы Permatex. На конвейере клей расфасован в бочках, но точно такой продукт предлагается на прилавках в мелкой таре.

Экономные цены предлагает производитель Abro
. Это не значит, что герметики с этим логотипом низкого качества, просто химический концерн организовал массовый выпуск в различных странах, что снижает затраты на производство. Синий состав этой марки применяют не только как фиксатор резьбы, но и как герметик для заделки дефектов сварных швов.

Loctite 270 завоевал популярность среди автолюбителей за счет стойкости к нефтепродуктам. Химический состав позволяет наносить его на поверхности, имеющие легкую степень загрязнения.
Специальные добавки усиливают адгезию при обработке нейтральных поверхностей: нержавеющая сталь, оцинковка, анодированные покрытия, алюминий.

Видеообзор наиболее популярных фиксаторов резьбы

Как удалять фиксаторы и герметик?

При использовании герметиков с высоким уровнем фиксации, возникает вопрос: как открутить болт или гайку, не повредив крепеж? Многие пользователи накладывают слишком толстый слой, стремясь обеспечить большую надежность.

Излишки полезны для герметизации, но не для резьбовых соединений. Фиксатор, который выдавлен из-под гайки, не работает, его необходимо удалять. Тогда не будет проблем с откручиванием.

Если соединение слишком прочное, способ удаления выбирается в зависимости от типа герметика:

  • Синие составы удаляются механически. Необходимо удлинить инструмент рычагом (например, трубой) и без рывков приложить постоянное усилие. Главное – поймать момент срыва, после чего гайка идет легко. Применять механическое воздействие (например, обстукивание или вибрацию) бессмысленно. Фиксаторы легко противостоят таким методам.
  • Для разъединения деталей, обработанных красным составом, необходим локальный нагрев. На упаковке обычно указывается термостойкость: например, 150°. При нагреве гайки с помощью строительного фена (300° — 500°), фиксатор разрушается. Нагрев можно применять и для очистки резьбы от остатков герметика, перед нанесением нового состава.

Разборка резьбового соединения с резьбовым фиксатором Локтайт

Жидкие или пастообразные резьбовые фиксаторы, что выбрать?

Все зависит от типа соединения. Для болтов малого диаметра применяется жидкий фиксатор резьбы. Он равномерно растекается по поверхности, и удерживается силами поверхностного натяжения.

На крепеже большого диаметра используются пастообразные составы. Помимо того, что они хорошо удерживаются на большой площади нанесения, снижается коэффициент трения при закручивании.

Пластичные составы используются и для герметизации. В качестве клея их не применяют, но заделать трещины и другие дефекты можно.

Анаэробный фиксатор резьбы. Выбираем лучший герметик для резьбовых соединений

Анаэробный фиксатор резьбы. Выбираем лучший герметик для резьбовых соединений

Резьбовые соединения являются разъемными, их элементы имеют спиральную или винтовую поверхность. Благодаря надежности, универсальности и взаимозаменяемости они широко распространены в строительстве, промышленном оборудовании и т.д.

Существенный недостаток резьбовых соединений – возможность самоотвинчивания под воздействием вибраций, низких или высоких температур, механических нагрузок.

Для решения этой проблемы применяются те или иные методы фиксации резьбы: стопорящие элементы (контргайки, шайбы и т. д.), а также специальные клеящие составы – анаэробные фиксаторы. Последние наиболее предпочтительны, так как, помимо фиксации соединений, обеспечивают их герметичность.

Резьбовые фиксаторы-герметики используются, например, при монтаже водопроводных систем, сборке металлоконструкций и узлов автотранспорта, герметизации систем отопления.

Какой анаэробный фиксатор резьбы лучше и почему?

Сравним три наиболее известных состава от разных производителей и выберем лучший в соотношении цена/качество.

EFELE 113

EFELE 113

EFELE 113 представляет собой однокомпонентный анаэробный фиксатор для резьбы.

EFELE 113 скрепляет и герметизирует часто разбираемые резьбовые сопряжения до М36, может применяться для герметизации трубной резьбы (до 1 ¼).

Благодаря средней прочности состава зафиксированные с его помощью элементы соединения можно демонтировать, применяя стандартные инструменты.

EFELE 113 имеет широкий диапазон рабочих температур, предотвращает ослабление болтов и гаек вследствие вибраций и теплового расширения, повышает допуск на механическую обработку. Анаэробный фиксатор не стекает при нанесении, обладает высокой скоростью полимеризации (24 часа), одобрен для применения в пищевой промышленности.

Все эти свойства вместе с минимальной ценой позволяют EFELE 113 стать лидером среди представленных материалов.

Фасовки
  • Пластиковые флаконы 50 и 200 мл, шприц с дозатором 5 мл, набор шприцов 10 х 5 мл

Permabond A130

Permabond A130

Permabond A130 – анаэробный состав синего цвета и средней прочности, предназначенный для фиксации и герметизации резьбовых соединений до М20, а также трубных резьб до ¾.

Материал обладает высокой стойкостью к вибрациям, что позволяет использовать его в качестве замены традиционным механическим стопорным устройствам. Permabond A130 обладает химической инертностью, используется для фиксации и герметизации деталей пневматических систем.

По своим характеристикам (в частности, морозостойкости) Permabond A130 немного уступает EFELE, его стоимость выше. В связи с этим он занимает только второе место.

Фасовки
  • Пластиковые флаконы 10, 50, 200 мл

Loctite 243

Loctite 243

Этот материал чаще всего используется в часто разбираемых резьбовых соединениях (до М36), но может применяться и для трубной резьбы (до 1 ¼).

Состав обладает большим моментом срыва, чем EFELE 113, и допуском NSF категории P1. Он предотвращает ослабление резьбы и протечки вследствие вибрации и ударов, устойчив к воздействию нефтепродуктов.

По сравнению с предыдущими составами Loctite 243 полимеризуется дольше всех (в течение 30 часов), а его стоимость в несколько раз выше, чем у EFELE. Это определило его последнее место в рейтинге.

Фасовки
  • Пластиковые флаконы 10, 50, 250 мл

Таким образом, фиксатор резьбы является очень полезным технологическим составом как в промышленной сфере, так и в среде автолюбителей. При выборе материала необходимо руководствоваться его эксплуатационными характеристиками: сопротивлением крутящему моменту, плотности, агрегатному состоянию и др. Не стоит покупать самый «сильный» фиксатор – для небольших резьбовых соединений он может сослужить плохую службу.

Чтобы разобрать резьбовое соединение, закрепленное с помощью анаэробного фиксатора, понадобится нагреть его до определенной температуры: от +100 до +250 °С – в зависимости от типа прочности состава.

Испытания показали, что уже при +100 °С большинство фиксаторов теряют до половины своих механических способностей и позволяют без проблем ослабить резьбу. Материалы зеленого цвета теряют свои свойства при еще меньшей температуре. Для нагрева резьбового соединения можно воспользоваться строительным феном, открытым огнем или электрическим паяльником.

Обратите внимание, что использование традиционных «отмачивающих» средств (наподобие WD-40 и его аналогов) в данном случае малоэффективно. Это обусловлено полимеризацией фиксатора в его рабочем состоянии. Для удаления фиксаторов существуют специальные очистители.

Как фиксаторы резьбы облегчают ремонт автомобиля

Почему на иномарках крепеж легко откручивался, а на «Жигулях» нормой было срывать гайки и ломать и высверливать болты? И как обработать резьбовые соединения при ремонте, чтобы в дальнейшем они не вызвали затруднений при демонтаже?

Как фиксаторы резьбы облегчают ремонт автомобиля

Опытные автовладельцы прежних лет были весьма дальновидными и старались по максимуму «подстелить себе соломки», облегчая грядущие ремонты, которые были частыми и неизбежными. Многие после покупки машины разбирали всю ее по деталькам и смазывали весь крепеж (болты, винты и гайки) перед обратным закручиванием – кто антикором-Мовилем, кто просто солидолом, обмакнув дополнительно промасленный болт в песочек, чтобы «держался крепче»… Ну а кому было лень всем этим заниматься, рассчитывали впоследствии исключительно на грубую силу и трубу подлиннее…

Как фиксаторы резьбы облегчают ремонт автомобиля

Когда же в нашей стране появились первые иномарки (разумеется, подержанные), большинство их счастливых владельцев и обслуживающих автомехаников восхищались по первости легкостью отворачивания крепежа. После привычки разбирать все с метровым рычагом-трубой и такой-то матерью, срывать головки и высверливать каждый второй болт или обломленную шпильку, ремонт импортных авто выглядел, как интеллигентное развлечение джентльменов!

Как фиксаторы резьбы облегчают ремонт автомобиля

Причин тому было две: широкое использование на иностранных сборочных конвейерах крепежа с покрытием (оксидированием или оцинковкой), а также массовое применение фиксаторов резьбовых соединений. Эти составы позволяли не только обеспечить надежную фиксацию соединения без необходимости перетягивать болты и гайки избыточным моментом, что называется, насмерть, но и надежно защищали резьбу от попадания влаги и коррозии.

Сегодня же валять болты в солидоле и песке необходимости больше нет. В продаже доступен широкий выбор резьбовых герметиков-фиксаторов для разборных и неразборных соединений любого типа. Имеется линейка таких средств и в ассортименте всем известной марки DoneDeal.

Составы DD6670 и DD6673 – это так называемые «разъемные» фиксаторы резьбы синего цвета, что привычно автомеханикам – у большинства производителей синим окрашиваются резьбовые герметики, рассчитанные на последующий демонтаж ручным инструментом.

DoneDeal DD6670 – недорогая фасовка для редкого применения, флакончик объемом 3 миллилитра. DoneDeal DD6673 – для тех, кто занимается ремонтом часто или профессионально. В этой фасовке – 10 миллилитров.

Синий анаэробный резьбовый фиксатор DoneDeal применяется в соединениях, работающих в диапазоне температур от –55 до +150 °С, схватывается за четверть часа, твердеет за час и полностью полимеризуется за сутки. Фиксатор-герметик заполняет в резьбе зазоры до 0,18 мм, что способствует плотному соединению без «провисаний» витков и равномерному распределению нагрузки.

Средство применяется для фиксации резьбовых, штифтовых и болтовых соединений диаметром до 25 миллиметров, в том числе и работающих в постоянном соприкосновении с маслами: регулировочных болтов механизма ГРМ, винтов клапанных крышек, масляного поддона, неподвижных тормозных скоб, деталей впускной системы, генератора, посадочных мест шкивов и тому подобного.

DD6670 DD6673

Еще одна разновидность резьбовых герметиков-фиксаторов DoneDeal – высокопрочные составы, которые в обиходе часто не вполне корректно называют «неразборными» или «красными». Это составы DD6684 и DD6687. Как и в случае с синими фиксаторами, DoneDeal DD6684 представляет собой эконом-флакон на 3 миллилитра, а DoneDeal DD6687 – на десять миллилитров.

Высокопрочные фиксаторы опять же, как принято у большинства производителей автохимии, окрашены в красный цвет. Свойства у них иные. «Красненьким» фиксатором смазывается перед закручиванием резьба диаметром от 5 до 27 миллиметров, а зазор в резьбе, который заполняется полимеризующимся составом, больше – до 0,2 мм. Температурный диапазон тот же: от –55 до +150 °С, но вот для отворачивания уже потребуется нагрев соединения до 230 градусов строительным феном или газовой горелкой. Поэтому красный DoneDeal применяют в ответственных соединениях: для фиксации шпилек блока цилиндров, коленвала, коробки передач, болтов корзины сцепления и прочих узлов, в которых ослабление крепежа может привести к серьезным проблемам как для автомобиля, так и для его водителя и пассажиров!

DD6684 DD6687

Обработка герметиками-фиксаторами резьбы болтов, винтов, шпилек и гаек перед сборкой узлов и деталей автомобиля – это признак высокой культуры ремонта. Как профессионального, так и любительского – в собственном гараже. Несущественные затраты времени и средств на эти дополнительные и, на первый взгляд, необязательные телодвижения позволят гарантированно защитить резьбу от самопроизвольного отворачивания (в том числе и в ответственных узлах, влияющих на безопасность движения). А также заметно облегчить себе дальнейшие ремонты, предотвратив мучения с сорванным крепежом и дополнительные расходы на новые метизы, съемники, экстракторы и сверла.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector